Шиголев.jpg

Имя художника Сергея Ивановича Шиголева — одно из тех, что возвращаются к нам после долгих лет забвения, имя, за которым стоит интереснейшее художественное направление, целый пласт культуры 1920-х годов.

Родился он 23.05.1896 г. во Владимире. Его отец служил помощником пристава в городском полицейском управлении. Учился во Владимирском реальном училище, с детства увлекался естественными науками, древней историей Земли, живописью. Работал некоторое время во владимирском музее. В 1916 г. он уехал в Москву, поступил в университет, но учиться там ему пришлось недолго. После Октябрьской революции 1917 г. он был арестован как активный противник советской власти и пробыл в заключении около трех лет. В начале 20-х годов работал художником-оформителем, живя на подмосковной станции Подсолнечная, затем, вернувшись в Москву, архивариусом в ВЦСПС. Одновременно учился в театральной студии имени Ф.И. Шаляпина. Играл на сцене, делал эскизы костюмов и декораций, оформил несколько спектаклей студии. Но главным делом жизни С.И. Шиголева постепенно стала живопись. Увлеченному идеями К.Э. Циолковского, творчеством М. Чюрлениса и Н. Рериха, ему посчастливилось встретить единомышленников. Он становится членом группы первых русских художников-космистов «Амаравелла», существовавшей в 1926–30 гг. Экзотически звучащее название группы, придуманное в 1927 г. А.П. Сарданом, в котором слышатся санскритские корни, однозначного перевода не имеет. Иногда оно расшифровывалось как «несущий свет», «творческая энергия». Очевидно, это название-игра, название-фантазия, и музыка, заложенная в нем, несет в себе больше значений, чем прямой смысл.

Известно, что группа объединяла нескольких художников, называвших себя интуитивистами и увлеченных как культурным наследием древнейших цивилизаций, так и новейшими научно-техническими идеями. Творчество художников «Амаравеллы» — одно из художественных предчувствий космической эры, осмысление связей Земли и Космоса. Используя новый живописный язык, они заговорили со зрителем о великих мировоззренческих проблемах: о месте человека во Вселенной, об эволюции разума, о смерти и бессмертии. Они не любили объяснять смысл своих картин, их сюжеты, считая, что постигнуть их можно лишь путем долгого созерцания, через медитацию, через интуитивное вхождение в мир чувств художника. Об этом они писали в своем манифесте, где подчеркивали, что их творчество направлено «на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Их картины созвучным идеям русских ученых и философов В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского, Н. Федорова.

«Амаравелла» сложилась не сразу. Основателем и лидером группы был основоположник жанра космической живописи в нашей стране П.П. Фатеев (1891–1971 гг.). Еще в начале XIX века он создал первые инопланетные пейзажи. В 1922 г. на художественной выставке в Москве он познакомился с молодым художником Б.А. Смирновым-Русецким, дружба с которым продолжалась до конца его жизни. Б.А. Смирнов-Русецкий (1905–1993) — единственный из членов «Амаравеллы» увлекался древнерусской историей и культурой, что находило отражение в его картинах. Для его творчества характерны философские пейзажи, мотивы сокровенной жизни природы. Позднее к ним присоединилась В.Н. Пшесецкая (Руна) — театральная художница, актриса, живописное наследие которой впоследствии было утрачено почти полностью, сохранилось лишь 5 написанных ею портретов художников «Амаравеллы». Членом группы был также А.П. Сардан (Баранов) (1901–1972) — профессиональный музыкант и композитор школы А. Скрябина, виртуозный график, разносторонне одаренный человек, знаток восточных и европейской культур.

Еще один художник «Амаравеллы» — В.Т. Черноволенко (1900–1972), экономист по профессии и талантливый композитор, живописные работы которого, выполненные в несколько сказочной манере, дарят прикосновение к тайне, загадочности Космоса.

В 1926 г. членом «Амаравеллы» стал С.И. Шиголев, для творчества которого 20-е годы были самыми плодотворными. Он — один из основателей жанра космической фантастики в живописи; человек и его деятельность в космосе — сюжеты многих его картин. В 1927 г. им был создай уникальный цикл работ «Космос». Новаторскими были сюжеты картин этого цикла: «Работа в космосе», «Лаборатория в космосе», «Машины в космосе» и др., созданные за 30 лет до запуска первых космических аппаратов. Это первое в изобразительном искусстве обращение к теме космонавтики. Отдельные полотна С.И. Шиголева поражают прогностической точностью — удачно передано состояние невесомости в космосе, а в «Радиосонате» (1928), изображающей систему искусственных спутников Земли, точно предугадана форма первого из них, выведенного на орбиту в 1957 г. Для других его циклов — «Путь», «Идущий» — характерно стремление передать мысль о связи человека с Космосом, идею интуитивного постижения путей восхождения человеческого духа.

Воспоминания Б.А. Смирнова-Русецкого сохранили для нас облик Сергея Ивановича как человека простого и открытого, с тонким артистическим темпераментом. Он был высокого роста, светловолосый, с голубыми глазами.

Члены группы часто встречались, и не только для обсуждения своих картин — спорили о смысле жизни и предназначении художника, музицировали, читали стихи.

В 1926 г. состоялось знакомство Б.А. Смирнова-Русецкого с Н.К. Рерихом, приехавшим в Москву. «Амаравелла» была приглашена принять участие в выставке современной живописи, организованной обществом Н.К. Рериха в Нью-Йорке в 1927 г. На эту выставку, ставшую важнейшим событием в биографии «Амаравеллы», художники представили 13 полотен и среди них — два триптиха С.И. Шиголева. Их картины вызвали настоящую сенсацию. Многие американские газеты и журналы отметили успех выставки. Две работы художников «Амаравеллы» были куплены еще во время выставки, прочие остались в музее Н. Рериха.

В 1928 г. намечалась и вторая выставка — в Чикаго. Картины были отправлены в США. Но над «Амаравеллой» уже сгущались тучи — в стране шло преследование инакомыслящих, в том числе и художников-авангардистов. В последний раз работы «Амаравеллы» выставлялись в 1929 г. на 6-й выставке «Жизнь — творчество» в Москве. В ней приняли участие С.И. Шиголев, Б.А. Смирнов-Русепкий, А.П. Сардан, В.Т. Черноволенко. Они вновь имели успех, и на этот раз — у отечественных любителей живописи.

В 1930 г. «Амаравелла» распалась. Была арестована В.Н. Пшесецкая, и дальнейшая ее судьба и место гибели неизвестны. После кратковременного ареста перестал встречаться с друзьями и заниматься живописью А.П. Сардан. Другие были обречены на творческое и духовное одиночество. «Амаравелла» фактически ушла в подполье: продолжалось творчество С.И. Шиголева, П.П. Фатеева, В.Т. Черноволенко. В 1941 г.- был арестован Б.А. Смирнов-Русецкий.

С. 1933 г. С.И. Шиголев начинает работать в области технической мультипликации — сначала в нефтяном институте им. Губкипа, затем в Мостехфильме. В свободное время продолжает заниматься живописью — В это время им были созданы работы на тему древней истории Земли, пейзажи Валдая. Ждут своего исследователя его символические рисунки, которые вслед за Гойей мастер назвал «Капричос».

Осенью 1941 г. он, будучи уже тяжело больным человеком, вступает добровольцем в ряды народного ополчения. Попав в окружение, сумел в одиночку выйти из него и вернуться в Москву. Однако его короткое пребывание на оккупированной территории сочли преступлением. Вскоре он был арестован по обвинению в шпионаже. Есть косвенные свидетельства, что в 1951 г. он был еще жив. Его жену С.К. Ляхович, внучку писателя В.Г. Королеве, в течение 10-ти лет вызывали на допросы, пытаясь выяснить подробности биографии мужа. Дата и место его смерти неизвестны. Сохранившееся работы С.И. Шиголева находились у его друзей. В сер. 50-х гг. вернулся после четырнадцатилетнего заключения Б.А. Смирнов-Русецкий. Он бережно отреставрировал работы С.И. Шиголева, много сделал для их сохранения и пропаганды его творческого наследия.

В конце 60-х г.- творчество «Амаравеллы» было открыто заново и вызвало большой интерес. Многие работы художников были к тому Времени утеряны, сохранившиеся — рассредоточены по музеям и частным коллекциям. И тем не менее был организован целый ряд выставок во многих научных учреждениях Москвы. Первая из них — в Институте автоматики и телемеханики АН СССР в 1965 г. В 1980 г. полотна мастеров вновь были собраны вместе в Москве на большой международной художественной выставке «Время — Пространство — Человек». Выставки состоялись также в Киеве, Львове, Таллине, Вильнюсе, Ленинграде, Новосибирске, Петрозаводске. Много сделал для пропаганды наследия «Амаравеллы» поэт из Петрозаводска Ю.В. Линник. Он собрал большую коллекцию работ художников группы, среди которых — более 150 живописных и графических работ С.И. Шиголева.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.