Александров Иван Иванович
Иван Иванович Александров родился 25 декабря 1856 года в г. Владимире в семье уездного врача. В 1861 году его отец Иван Павлович Александров был назначен врачом в г. Тулу, куда и прибыл со своей семьей. По окончании Тульской гимназии Иван Иванович поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете он слушал лекции П.Л. Чебышева, А.Н. Коркина, Е.И. Золотарева, Д.К. Савина и Д.И. Менделеева. Особенно сильное влияние на формирование молодого ученого оказал Пафнутий Львович Чебышев. <…>
По окончании университета в 1878 году И.И. Александров был назначен учителем математики в Тамбовскую гимназию, где и работал до 1906 года. В 1906 году он переехал на работу в Москву. Наряду с работой в гимназии Иван Иванович читал лекции в Народном институте им. Шанявского и на вечерних курсах Межевого института.
Характерной чертой И.И. Александрова была широта его интересов. Широта его научной и педагогической деятельности. Получив в университете разностороннее образование и имея всегда перед собой образы русских ученых – своих учителей: Чебышева, Коркина и Менделеева, Иван Иванович посвятил себя делу народного просвещения и со страстью стремился передать свои знания молодому поколению. Но преподавательская деятельность не могла вполне удовлетворить Ивана Ивановича, и он, начиная с 1881 года, выступает как педагог-писатель. Кроме непосредственно педагогической и авторской работы, Иван Иванович принимает активное участие в общественной жизни города Тамбова: читает публичные лекции не только по математике, но и по вопросам естествознания и музыкального искусства.
Всеобщую известность принесли Ивану Ивановичу Александрову его талантливые труды по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики. Ему принадлежит свыше 30 печатных работ.
Перечень его основных трудов:
1. "Методы решений геометрических задач на построение".
2. "Методы решений арифметических задач".
3. "Основания арифметики".
4. "Приложение геометрических построений к тригонометрии".
5. "Геометрические методы разыскания максимума и минимума".
6. "Первые XIX предложений "Эвклида".
7. "Конструктивные задачи с неприступными точками".
8. "Наглядное преподавание геометрии".
9. "Памяти Н.И. Лобачевского".
10. "Приборы для публичных лекция по космографии".
11. "О давлении света".
12. "О составлении и решении задач на вращение".
13. "К решению неопределенных уравнений 1-й степени".
14. "О причинах развития математики".
Первой работой, сразу доставившей Ивану Ивановичу всеобщую известность, явилась его книга "Методы решений геометрических задач на построение", опубликованная в 1881 году. До этого как в России, так и в других странах геометрические задачи на построение решались без системы, без общих методов. Вследствие чего культура решения этих задач стояла на весьма невысоком уровне. Иван Иванович в своей книге расположил геометрические задачи на построение не по степени трудности их решения (что вызвало расположение задач по случайным признакам), а в зависимости от главных методов решений. Он указал способы исследования всей неисчерпаемой области задач на построение; при этом некоторые геометрические идеи оказываются рычагами решения целого класса задач.
<…> О значении этого труда говорит и тот факт, что вскоре после опубликования его в России он был издан во Франции и в Германии.
Вторая крупная работа И.И. Александрова - "Методы решения арифметических задач" (1-е издание вышло в 1887 году). Главную мысль этой работы Иван Иванович выразил словами, "что нелепо делить арифметические задачи по рубрикам смешения, процентов и т.п., что в основание надо положить не предметы, о которых говорит задача, а те идеи, которые направляют решение, что тип задачи зависит лишь от математической зависимости, которые определяют тот или другой способ решения" (И.И. Александров, Методы решения арифметических задач, 1915, стр.5). эта ведущая мысль встретила возражения некоторых методистов. Тогда в дополнение и в развитие своих идей Иван Иванович написал две брошюры: "Классификация арифметических задач в современных задачниках" и "Современные требования от арифметических задачников".
Книга "Методы решения арифметических задач" оказала большое влияние на методику преподавания арифметики. Все остальные работы Ивана Ивановича также отличаются научностью, оригинальностью обобщений, ясностью языка и стремлением улучшить методику преподавания математики.
Как педагог И.И. Александров пользовался большим уважением учителей и любовью учащихся. Где бы он ни преподавал, отзывы учащихся о нем как об учителе всегда были самые восторженные.
И.И. Александров в письмах к своему сыну писал: "Преподаватель должен не только безукоризненно знать свой предмет и ясно и логично преподносить его ученикам, но и духовно воздействовать на них. без духовного воздействия на учеников он или чиновник, или ремесленник плохого разряда… И про меня неверно, что я преподаватель по призванию…полюби дело и учеников, и все прекрасно будет. Я только взял верное направление в этом деле".
И.И. Александров занимался не только вопросами математики и ее преподавания.<…> он принимал участие в методических совещаниях и был участником съездов математиков, где выступал с докладами. Вся его кипучая деятельность была подчинена одной мысли – дать родине все то, что он знает. Даже трагический случай, подорвавший здоровье Ивана Ивановича (осенью 1918 года он попал под трамвай, и ему пришлось ампутировать ногу), не приостановил его работу. Он долгое время был на излечении в больнице, он и там, находясь в тяжелом положении, работал над улучшением своих книг. Умер И.И. Александров 19 декабря 1919 года.
С. Пономарев.
Источник:
Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение с решениями. Изд.18-е. Под.ред. Н.В. Наумович – Москва, 1950. С.9-12.