Березин.jpg
Березин2.jpg
Березин3.jpg
Березин4.jpg
Березин5.jpg

Одним из символов древнего Гороховца является Николаевский монастырь, основанный в середине XVII столетия. Он расположен на возвышенном месте, на валах средневековых гороховецких укреплений, его белоснежные храмы и шатровая колокольня лучше всего видны с реки Клязьмы. Прошлое Николаевской обители в значительной части - история самого Гороховца.

Среди десятков настоятелей этого монастыря было немало видных представителей духовенства Владимирской епархии. Один из них - игумен Иосиф (Березин), замечательный администратор и педагог Владимирской духовной семинарии поры царствования императора Александра I.

В миру этот человек прозывался Иван Алексеевич Березин. Он родился примерно в 1777 году в городе Переславль-Залесский в семье священнослужителя. После окончания Переславльского духовного училища Иван поступил во Владимирскую духовную семинарию. Учиться ему довелось и во Владимире, и в Суздале - главное духовное учебное заведение епархии переводили из одного города в другой и обратно. В 1800-м Иван Березин окончил полный курс учения и был назначен преподавателем той же семинарии.

Среди коллег он быстро выделился как талантливый педагог, умевший найти подход к любому из своих учеников. Если в то суровое время наставники нередко прибегали к розгам и иным телесным наказаниям, то Иван Березин стремился в первую очередь заинтересовать своих питомцев. В семинарии он вел самые различные предметы - от грамматики до риторики. Ректор семинарии Анатолий (Веселовский) отличал добросовестного преподавателя, постепенно продвигая его по службе. Хорошо знал Березина и тогдашний епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский). Когда в 1809 году 32-летний Иван захотел принять иноческий постриг, владыка горячо одобрил такое решение и постриг молодого учителя в монахи с именем Иосиф. В следующем 1810-м епископ Ксенофонт назначил иеромонаха Иосифа строителем Гороховецкого Николаевского монастыря.

В Гороховце ученый монах сразу оказался одним из самых просвещенных людей своего времени. Он отлично знал латинский, греческий, еврейский и немецкий языки, прекрасно разбирался в богословии и философии. В сочетании со сравнительно молодым возрастом батюшки-инока багаж знаний сделал приезжего из Владимира уважаемым человеком не только в среде городского духовенства, но и среди гороховецкого дворянства. Уездный предводитель Иван Дураков (несмотря на фамилию человек умный и просвещенный) и один из лидеров местного аристократического кружка отставной офицер военного флота Дмитрий Извольский охотно беседовали с отцом Иосифом на различные ученые и возвышенные темы. В самое короткое время строитель Иосиф привел в порядок храмы Николаевской обители. Его полюбили гороховчане, с удовольствием приходившие слушать проповеди нового батюшки.

Однако служение иеромонаха Иосифа в гороховецкой обители оказалось непродолжительным. Спустя два года он был назначен настоятелем Козьмина монастыря в Юрьев-Польском уезде с возведением в сан игумена. Однако, перебрасывая игумена из одной обители в другую, епископ Ксенофонт не забыл об его способностях педагога. В 1814 году преосвященный перевел отца Иосифа обратно во Владимир на пост инспектора духовной семинарии. Так игумен вернулся к любимой преподавательской деятельности. Вскоре приезжавший для ревизии семинарии во Владимир архимандрит Филарет (Дроздов) - будущий митрополит Московский и Коломенский, дал высокую оценку работе игумена Иосифа, оставив о нем такой отзыв, «способен и прилежен». По представлению Филарета отец-инспектор был возведен в звание профессора философии.

Инспектор тогда был главным блюстителем дисциплины. Его обычно боялись и ненавидели. Но отец Иосиф стал исключением из этого правила. Он не только действовал не кнутом, но пряником, точнее - при помощи дара убеждения, но и решительно отстаивал интересы семинаристов перед самым высоким светским начальством. Однажды воспитанники семинарии набедокурили во Владимире, подравшись со слугами самого губернатора Авдия Супонева. Школярам грозила суровая расправа. Все могло закончиться судом и каторгой. Но отец-инспектор не побоялся заступиться за провинившихся и перед самим губернатором. И в итоге все закончилось лишь незначительным дисциплинарным наказанием.

«Это был любимый учениками человек и как инспектор, и как учитель», - такую краткую, но емкую характеристику дал игумену Иосифу историк Владимирской духовной семинарии Николай Малицкий.

В 1817 году игумен Иосиф тяжело заболел. В то время в Суздале жил и практиковал известный доктор Моренков, к которому батюшка и отправился. Но даже знаменитый врач уже не смог помочь. Всего лишь в 40-летнем возрасте отец Иосиф скончался. Когда об этом узнали семинаристы, то они почти все сорвались с занятий и самовольно, без разрешения начальства отправились в Суздаль. Там они на руках перенесли гроб с любимым профессором в собор, где один за другим декламировали стихи, памяти покойного отца игумена на латинском, греческом и русском языках.

Пусть следования погребальной процессии студенты усыпали живыми цветами. По распоряжению епископа Ксенофонта игумен Иосиф был погребен в Юрьеве-Польском в Михаило-Архангельском монастыре. Среди многочисленных венков на его могиле был и от граждан Гороховца. А самовольно покинувших семинарию студентов по решению владыки не только не наказали, но и объявили им благодарность с уникальной формулировкой «за особенную преданность и любовь к профессору».

Автор: Николай Фролов

Источник:

"Призыв" 26.08.2010

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.