Манифест 18 февраля 1762 года, предоставивший «всему российскому благородному дворянству вольности и свободы», закрепил за помещиками право выбора между службой и отставкой, дал им возможность стать «сельскими жителями» - местными администраторами и образцовыми хозяевами своих имений. Во второй половине XVIII века в обеих столицах (Петербург и Москва) и в провинции были выстроены многочисленные дворянские усадьбы. Некоторые из них являются творениями замечательных европейских и русских архитекторов - Д. Кваренги, Ч. Камерона, Н.А Львова, И.Е. Старова, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова или К.И. Бланка.

Имя крупного московского зодчего Карла Ивановича Бланка (1728 - 1793) было широко известно в русской провинции второй половины XVIII столетия. Он пользовался репутацией опытного архитектора и знатока строительного дела, который к тому же умел вести художественный диалог с заказчиком. К.И. Бланк мог предложить «сельскому жителю» всевозможные типы усадебных строений высокого качества и на любой вкус. Причем, в отличие от В.И. Баженова, который «<...> хорош, да черта в нем: целуй, лижи, улаживай, как в бане пар <...>»1, он неизменно проявлял внимание к заказчику в его стремлении экономить средства и вносить всевозможные изменения в проект уже в ходе производства строительных работ. «Сельские жители» ценили такое отношение архитектора к делу, обеспечивая его многочисленными заказами и своим покровительством. Например, в письме К.И. Бланку из Симбирска от 25 октября 1774 года граф П.И. Панин писал: «<.. .> Сколь бы ни велики были мои недосуги, однако получение писем от толико почитаемой мною особы, каковый есть ваше превосходительство, всегда оные облегчать и услаждать будут <...>»2. К.И Бланк много работал по заказам столичной знати - Воронцовых, Шереметьевых, Голицыных, Паниных и т.п., проектируя и строя для них усадебные дома и церкви, служебные и хозяйственные постройки, парковые «затеи». К числу лучших работ зодчего относятся господские дома (посл. четв. XVIII в.) в Белкине (Тамбовская губ.) и Филисове (Костромская губ.), а также усадебные храмы в «подмосковных» - Воронове (вт. пол. XVIII в.), Спас-Косицах (1761) и Даниловском (1768-1771). В творчестве К.И. Бланка причудливо и вместе с тем органично соединялись изысканность барочных мотивов с ясностью ордерного построения, свойственного раннему классицизму.

Влияние творчества К.И. Бланка обнаруживается в ряде усадебных храмов Владимирского края, выстроенных в 1760 -1770-е годы В 1769 году в усадьбе Дубровских (Омофорово) была возведена церковь Покрова3, по композиции и деталям приближающаяся к кругу московских построек зодчего (церкви: Св. Екатерины на Большой Ордынке (1766 -1767); Св. Кира и Иоанна на Солянке (1765 -1768). В Покровском храме проявились типичные черты, свойственные культовой архитектуре мастера: выразительность силуэта и уравновешенность архитектурных масс, устремленных вверх; преобладание целостности внутреннего пространства над его расчлененностью; пластичность декоративного убранства. Влияние творчества К.И. Бланка ощущается и в архитектуре центрично-ярусных храмов, воздвигнутых в усадьбах Сабуровых (Воспушка) и Апраксиных (Клины). Однако, если Иерусалимская церковь (Воспушка. 1771)4 представляет собой характерную композицию - прямоугольный в плане с боковыми полукруглыми выступами несколько тяжеловесный объем, на который был поставлен высокий восьмерик, завершенный крутым граненным куполом с люкарнами и световым барабанчиком, то церковь Покрова (Клины. 1777)5 отличается оригинальной композицией. Здесь массивное основание храма, которое включает овальный в плане объем и окружающую его пониженную галерею с прямоугольными в плане выступами по сторонам света, образующими крест, смягчал восьмерик, завершенный повышенным куполом с люкарнами и компактным световым барабанчиком. Внутри храм Покрова был мастерски декорирован стукковой лепниной исключительно высокого качества.

К сожалению пока не удалось обнаружить архивные материалы о работе К.И. Бланка в этих сельских дворянских усадьбах Владимирского края. Однако, есть ряд косвенных свидетельств, подтверждающих это предположение. Во-первых, это родственные связи архитектора - брак его дочери Екатерины с местным помещиком надворным советником В.И. Басаргиным, владельцем небольшой усадьбы в деревне Липна6. Во-вторых, свидетельство М.В. Сабашникова о сходстве наружного архитектурного убранства старого господского дома в его усадьбе Костино и Воспитательного дома в Москве, главный корпус которого в 1771 -1781 годах был построен К.И. Бланком по проекту петербургского зодчего КХМ. Фельтена; причем зодчий внес значительные изменения в общее композиционное построение здания, его планировку и особенно в наружное и внутреннее убранство7. М.В. Сабашников писал в своих мемуарах: «<.. > Каменный двухэтажный дом с крутой крышей в четыре ската и с характерными узкими, высокими окнами, напоминающими своими формами окна Воспитательного дома в Москве. По бокам - два каменных флигеля с деревянными надстройками. Пропорции дома, в общем, легкие <...>»8. Кроме того, известно, что К.И. Бланк принимал участие в проектировании здания Присутственных мест в городе Владимире, выстроенных в 1785— 1790 годах губернским архитектором Н.П. фон Берком9.

Данная тема требует дальнейшего изучения, но и сейчас уже очевидно, что творчество архитектора К.И. Бланка оказало значительное влияние на усадебное строительство Владимирского края второй половины XVIII века.

1. Цит. по: Петров A.M. Из материалов о В.И.Баженове // Ежегодник Института истории искусств. 1957. М., 1958. С.67.

2. Цит.: Каждан Т.П. Реминисценция барокко в творчестве К.И. Бланка второй половины XVIII века//Барокко в России. М., 1994. С.216 - 217.

3. Добронравов B.C., Березин B.C. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1893. Вып.IV. С.456-457.

4. Там же. С. 438-439.

5. Добронравов В.С., Березин B.C. Указ.соч. Вып. III.

6. Чернов Г.И. Герои 14 декабря. Записки о декабристах-владимирцах. Ярославль, 1973. С.31.

7. Каждан Т.П. Указ. соч. С.211

8. Сабашников М.В. Воспоминания. М., 1988. С.81

9. Памятники истории и культуры Владимирской области: Каталог. Владимир, 1996. С.47.

Автор: М.А. Барашев

Источник:

Материалы областной краеведческой конференции «Известные и неизвестные события и имена в истории и культуре Владимирской земли»

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.