Богоявленский.jpg
Богоявленский2.jpg
Богоявленский3.jpg
Богоявленский4.jpg
Богоявленский5.jpg
Богоявленский6.jpg
Богоявленский7.jpg

Среди незаслуженно забытых выдающихся духовных деятелей XIX столетия можно назвать нашего земляка архимандрита Серафима (Богоявленского), чьи предки были родом из Суздаля.

Он был священником Суздальского пехотного полка, а потом — настоятелем храма «Матросской Тишины» и настоятелем Сретенского монастыря в Москве. И получил большую известность как проповедник, первым организовавший в первопрестольной публичные народные чтения и общенародное церковное пение. Сын сельского священника из владимирской глубинки, архимандрит Серафим являлся духовником для тысяч людей, причем из самых различных слоев общества, которые стекались к нему из всех уголков страны.

По инициативе архимандрита Серафима в Сретенском монастыре была открыта церковная школа, а сам он много лет занимался благотворительностью и увлекался историей. В частности, именно отец Серафим в 1887 году участвовал в воссоздании сгоревшей избы крестьянина Фролова в Филях, в которой 13 сентября 1812 года (по новому стилю) фельдмаршал Кутузов проводил знаменитый военный совет.

Годы учения и нужды

Архимандрит Серафим, в миру — Дмитрий Григорьевич Богоявленский, родился в 1827 году в большом торговом селе Алексино Ковровского уезда (родине знаменитого офенского промысла), где его отец Григорий Алексеевич, носивший фамилию Богословский, служил дьячком при Богородице-Рождественской церкви. Дед будущего архимандрита Алексей Дмитриевич Волоцкий (в ту пору представителям духовенства часто меняли фамилию во время учебы в духовном училище или в семинарии) прежде занимал должность диакона Суздальского архиерейского дома, а в 1789 году был назначен священником Богородице-Рождественской церкви в Алексино.

Всего в семействе Григория Богословского было 12 детей, которые росли в крайней бедности. Позже архимандрит Серафим писал в своих воспоминаниях, что его родителям «было трудно прокормить и воспитать такую огромную семью». В девятилетнем возрасте Митю отправили в духовное училище, где и нарекли Богоявленским. После окончания училища Дмитрий поступил во Владимирскую духовную семинарию. Во время учебы он терпел страшную нужду, о чем позже вспоминал весьма эмоционально: «До окончания полного семинарского курса я до конца выпил горькую чашу бедности, поднесенную моим происхождением. Не знаю, описывать ли картину нашей школьной жизни, нашего учения, наших квартир, нашей пищи? Описывать ли, что мы, преимущественно бедные ученики, терпели от нашей бедности, какие переносили лишения вдали от наших несчастных родителей, которые, отправив нас в училище, а потом в семинарию почти с пустыми руками, только и знали, что слезами своими постели свои орошали, представляя нас на чужой стороне и голодными, и холодными?»

Иерей военного ведомства

В 1846 году Дмитрий Богоявленский окончил семинарский курс, но почти целый год не мог найти место священника, так как в ту пору во Владимирской епархии был переизбыток духовенства. Тогда он написал в Петербург к главному священнику армии и флота Василию Кутневичу с просьбой определить его в число военного духовенства. В 1848 году Дмитрий Богоявленский был назначен священником Суздальского пехотного полка — того самого, которым когда-то командовал великий Суворов. Вместе с суздальцами священник Богоявленский принял участие в походе против мятежной Венгрии, а во время Крымской войны совершил поход к западным границам в составе одного из резервных корпусов. Духовное начальство к тому времени обратило внимание на пастырские и педагогические способности молодого батюшки, назначив его во 2-й карабинерный полк, представлявший собой «учебку», размещавшуюся в Красных казармах в Москве, готовившую полковых унтер-офицеров.

После реорганизации учебных частей иерей Богоявленский стал преподавателем и настоятелем церкви Московского училища военного ведомства, позже преобразованного в военную прогимназию. Одновременно преподавал в учительской семинарии военного ведомства, а с. 1866 года — и в Московском пехотном юнкерском училище. А в 1870-м, сохранив пост в юнкерском училище, к тому времени уже протоиерей Дмитрий Богоявленский был определен настоятелем Воскресенской в Императорском Екатерининском богаделенном доме церкви — храме при приюте для ветеранов флота. По этой богадельне улицу, где она находилась, назвали Матросской тишиной.

Именно тогда протоиерей Богоявленский по благословению и одобрению митрополита Московского Иннокентия впервые начал проводить публичные беседы о вере и вреде пьянства с московскими рабочими, получившие большую популярность. Фактически отец Димитрий основал едва ли не первое в России общество трезвости. В 1875 году благодарные москвичи подарили протоиерею Богоявленскому наперсный крест с драгоценными камнями, а в 1882-м — еще один, золотой с бриллиантами и с надписью «Дорогому наставнику от благодарных слушателей».

Рядом с храмом матросской богадельни с разрешения московского генерал-губернатора князя Владимира Долгорукова было построено здание для народной читальни (библиотеки) вместимостью до 400 человек с классами для бесплатного обучения «малолетних детей бедных родителей».

Изба в Филях

Овдовевший протоиерей Дмитрий Богоявленский в начале 1880-х принял иноческий постриг с именем Серафима в одной из древнейших обителей первопрестольной московском Богоявленском монастыре в Китай-городе, где тогда находилась резиденция викарного владыки епископа Дмитровского. А в 1884-м иеромонаха Серафима, уже в сане архимандрита, назначили настоятелем Сретенского монастыря в Москве на нынешней улице Большая Лубянка.

В качестве настоятеля архимандрит Серафим продолжил проводить публичные чтения и духовное пение, занимался историей обители. В 1885 году вышел очерк «Московский Сретенский монастырь. Издание архимандрита Серафима». В 1886-м отец-настоятель обратился в Археологическое общество с просьбой помочь в реставрации древних фресок в соборе Сретенской обители. По согласованию с заместителем председателя общества графиней Прасковьей Уваровой (кстати, муромской помещицей) в качестве мастера-реставратора в Сретенский монастырь был приглашен опытный иконописец из села Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии Николай Сафронов.

В 1887-м общество московских хоругвеносцев, поощряемое архимандритом Серафимом, решило восстановить историческую избу крестьянина Андрея Фролова в Филях, которая сгорела в 1868 году. К 75-летию Военного совета в Филях изба была заново отстроена и много позже в 1962-м стала филиалом Бородинской панорамы (кстати, в нынешнем году филевскую избу-2 разобрали до основания и выстроили заново — уже третью по счету, что вызвало бурную реакцию ревнителей старины).

В феврале 1890 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем привилегированного Балаклавского Георгиевского монастыря в Севастополе — одного из древнейших в России, основанного еще в конце IX века греческими моряками (там, в частности, находился летний дом уроженца Владимира адмирала Михаила Лазарева, а в числе братии были иеромонахи Черноморского флота и частей береговой обороны). Но служение в Крыму оказалось для архимандрита Серафима непродолжительным. 9 августа того же 1890-го он скончался и 20 августа был погребен в Московском Симоновом монастыре.

В 2009 году московская художница Светлана Ивлева, работающая над темами, связанными с историей Сретенского монастыря, написала парадный портрет архимандрита Серафима (Богоявленского) с четырьмя наперсными крестами и многочисленными наградами, в том числе с боевым орденом св. Анны II степени с мечами. Теперь этот портрет находится в обители, которую когда-то возглавлял наш земляк.

Источник:

Николай Фролов, «Карьера Дмитрия Богоявленского», Владимирская областная общественно-политическая газета «Призыв»

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.