Российский военно-морской флот возник в царствование императора Петра Великого, благодаря неустанным стараниям этого государя. Царь Петр Алексеевич лично входил во все тонкости флотского дела. Он сам стажировался на корабельных верфях Голландии и Англии, был знающим артиллеристом, токарем и кузнецом, по его проектам строились линейные корабли на Балтике и для Азовской флотилии. Государь озаботился, чтобы на каждом крупном военном корабле непременно находился отец духовный для многочисленного экипажа. Заботиться о настроении и боевом духе команды, исповедовать и причащать, отпевать погибших, отправлять литургии и молебны, праздничные службы должен был священник из монашествующих – корабельный иеромонах.

По замыслу Петра I иеромонахи на Балтийский флот, бывший тогда фактически единственным российским флотом и активно участвовавший в многолетней Северной войне со Швецией, должны были назначаться из Троицкого Александро-Невского монастыря. Этот монастырь (позже – Лавра) был основан в 1713 году на тогдашней окраине Петербурга по личному приказу царя Петра. Уже в 1718 году царь распорядился вызвать в Александро-Невский монастырь 40 иеромонахов и иеродиаконов из разных епархий страны для определения их на корабли Кронштадской и Ревельской эскадр. В начале 1719года требуемые иноки стали прибывать в Петербург. Обеспечением их приезда в Александро-Невский монастырь по поручению царя занимался первый архимандрит этой обители Феодосий (Яновский) – будущий архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский. С 1721 года переводами монашествующих в Александро-Невский монастырь непосредственно ведал новоучрежденный Святейший Синод.

Морской устав 1720 года закрепил уже установившуюся практику назначения на военные корабли иеромонахов, а в случае крайней нужды – белых священников из бездетных вдовцов. При этом предусматривалось назначение обер-иеромонаха – «начального священника» как на эскадре, так и на всем флоте. Монахи вызывались в северную столицу часто произвольно, без учета того послушания, которое они несли в своих епархиях. Причем даже их архиереи не могли отстоять своих ближайших сотрудников от отправки в Александро-Невский монастырь и морской службы.

Так, в январе 1721 года был переведен в Петербург казначей Суздальского архиерейского дома иеромонах Павел. В том же году он был определен на флагман Балтийского флота корабль «Ингерманланд», на котором нес свой флаг сам Петр I. Вместе с государем о. Павел совершил поход в Рогервик и окормлял помимо экипажа в 470 человек самого государя и его свиту.

Однако находились среди монашествующей братии и желающие служить во флоте своей охотой. Это объяснялось, во-первых, более вольными условиями жизни батюшек на эскадре и базах флота в Кронштадте и Ревеле, а, во-вторых, служить корабельным иеромонахом было выгодно материально: флотское духовенство получало жалованье: префект (обер-иеромонах на эскадре) по 20 руб. в месяц, а иеромонах – по 10 руб. в месяц. В обители же никакого жалованья инокам не платили вовсе.

Но служба на кораблях была весьма опасной и трудной. Например, 19 января 1724 года состоявший на фрегате «Амстердам Галей» иеромонах Матвей утонул в Ревельской гавани, куда корабль зашел для ремонта. Была высокой смертность и на берегу из-за нездорового климата и суровых бытовых условий. Порой случались конфликты между командирами кораблей и иеромонахами. Капитаны, зачастую бывшие при Петре I выходцами из аристократических кругов, пытались помыкать монахами так, как привыкли это делать по отношению к священникам в своих вотчинах. В 1720 году, например, архимандрит Феодосий (Яновский) просил у Петра I защиты от капитана Ивана Сенявина, «который во флоте иеромонаху и другому иеромонаху обиду учинил».

История корабельных иеромонахов, состоявших на кораблях Российского военно-морского флота вплоть до 1917 года, заслуживает отдельного повествования. Среди монашествующих на кораблях петровского времени, о которых говорится здесь, известно 5 монахов Александро-Невского монастыря – уроженцев Суздаля и Суздальского уезда. Это иеромонахи Виктор, Иосиф (Златоустовский), архимандрит Моисей (Николаевский), иеромонах Виктор (Ростовский) и иеромонах Андроник (Шуйский). По-видимому, двое из братии были также уроженцами Суздальского уезда: иеромонах Павел (Суздальский) и архимандрит Дионисий. Еще трое монашествующих являлись выходцами из городов будущей Владимирской губернии. Иеромонах Михаил (Крутицкий) являлся уроженцем города Шуи; иеромонах Матвей (Голованский) родился в г.Владимире; архимандрит Герасим (Гороховской) – уроженец Гороховца; а архимандрит Иаков (Богданников-Донатовский) родился в Юрьеве-Польском. При этом и Шуя, и Юрьев-Польской в начале XVIII века входили в состав Суздальско-Юрьевской епархии, а Владимир и Гороховец тогда находились в Патриаршей (потом Синодальной) области. За исключением о.Матвея (Головашкина), который был в мире купеческим сыном, остальные иеромонахи и архимандриты происходили из духовенства. Почти все они в разное время служили на флоте: Герасим (Гороховской) – с 1722 по 1728 годы; Иаков (Богданников) – с 1720 по 1728 годы; Матвей (Голованский) – с 1722 по 1726 годы; Михаил (Крутицкий) – с 1725 по 1728 годы; Виктор (Ростовский) – с 1721 по 1727 годы; Иосиф (Златоустовский) – с 1721 по 1727 годы. Среди иеромонахов Александро-Невского монастыря первой трети XVIII столетия были также Вениамин (Фальковский), в июле 1725 года на фрегате «Крейсер» совершивший плавание в Швецию, сопровождая российского посла графа Н.Ф. Головина, и находившийся при посольстве до второй половины 1726 года, позже бывший наместником Лавры и назначенный в 1738 года епископом Суздальским и Юрьевским; а также первый титулярный епископ Переяславль-Залесский (этот город с 1778 по 1918 годы входил в состав Владимирской губернии) Святитель Иннокентий (Кульчицкий), занимавший в 1719-1720 годах пост обер-иеромонаха Балтийского гребного флота, – будущий епископ Иркутский и известный просветитель Забайкалья, причисленный в начале XIX века к лику святых.

Архимандрит Герасим (Гороховской) по своему прозванию, перешедшему в фамилию, был, по всей видимости, уроженцем если не самого города Гороховца, то ближайшей Гороховецкой округи. Он был иноком Гороховского Николаевского монастыря при настоятеле Иоасафе III (1718-1721) и, очевидно, пользовался уважением у монашествующих. У братии обители в Гороховце были хорошие связи с иноками других обителей. Когда в 1721 году в Череповецком Воскресенском монастыре Белозерского уезда освободилось место настоятеля, то тамошние монахи единогласно решили выбрать игуменом иеромонаха Герасима из Гороховца. Однако по существовавшей тогда практике это назначение должен был утвердить Святейший Синод. В Петербурге, получив представление на о.Герасима, рассудили по-своему. Вместо о.Герасима в Череповецкий Воскресенский монастырь был послан игуменом заслуженный иеромонах Александро-Невской Лавры в Петербурге о.Макарий (Хворостин), а иеромонаха Герасима синодальным указом направили на его место. Так, о.Герасим неожиданно для себя был вызван в Петербург.

30 марта 1722 года состоялся указ о переводе, а уже в середине апреля иеромонах Герасим, навсегда покинув Гороховец, прибыл в новую северную столицу. В мае он уже получил назначение состоять корабельным иеромонахом на 34-пушечный фрегат Балтийского флота «Стор-Феникс». Этот корабль прежде входил в шведский военный флот и был захвачен русскими моряками 27 июля 1720 года в сражении при Гренгаме. Базировался фрегат на острове Котлин, где строилась крепость Кронштадт. На «Стор-Фениксе» о.Герасим сменил уроженца города Суздаля иеромонаха Виктора (Ростовского), сделавшего на фрегате кампанию 1721 года. Командовал фрегатом капитан-лейтенант Степан Лопухин, произведенный в этот чин Петром Великим за отличие в Эзельском сражении в 1719 году, будущий вице-адмирал. Команда корабля состояла из 200 офицеров и матросов. Они и стали паствой иеромонаха Герасима. В 1722 году впервые на Балтике кампания проходила в условиях мира. Многолетняя тяжелая война со Швецией победоносно завершилась. Фрегат, на котором состоял о.Герасим, находился в практическом (учебном) плавании в Финском заливе в составе Кронштадтской эскадры.

В 1723 году иеромонах Герасим (Гороховской) был перемещен к другой русской эскадре, базировавшейся на Ревеле. Там он прослужил до 1728 года и сделал всего 7 флотских кампаний, состоя при этом в числе братии Александро-Невского монастыря. По тем временам это было немало. Большинство из монашествующей братии не выдержали и такого срока нелегкой и опасной флотской службы. В декабре 1728 года по своим заслугам о.Герасим получил повышение. Архимандрит Александро-Невского монастыря Петр (Смелич) отправил его наместником в Иверский Богородичный Святоозерский монастырь близ города Валдая на Святом острове Валдайского озера Новгородской епархии. Эта обитель тогда была приписной к Александро-Невскому монастырю.

Через полтора года в 1730 году бывший флотский обер-иеромонах Рафаил (Заборовский), сослуживец о.Герасима на Балтике, хиротонисанный во епископа Псковского и Нарвского, назначил бывшего инока из Гороховца настоятелем древнего и славного своими святынями Псковского Спасо-Мирожского монастыря (третьего по старшинству монастыря в епархии). Преосвященный Рафаил лично возвел иеромонаха Герасима в сан архимандрита. В 1734 году священник покровской церкви города Пскова Василий Васильев донес в Синод о будто бы имевших место в Пскове упущениях по церковной части, причем среди прочих оговорил и архимандрита Герасима (Гороховского), который будто бы во время чтения царских указов стоял «яко столп бездушный». Дело это в Синоде рассматривалось почти два года и только в феврале 1736 года последовало решение Тайной Канцелярии, утвержденное Анной Иоанновной. Попа Василия за «умышленные им от себя ложно на невинных о важных делах показания по силе государственных прав казнить смертью». Архимандриту Герасиму в это суровое время, можно сказать, повезло: доносчика казнили, а его оправдали. А часто бывало и наоборот.

В Пскове о.Герасим (архимандрит Герасим III по списку настоятелей Спасо-Мирожского монастыря) прослужил почти 14 лет. За это время его прежний сотоварищ и благодетель владыка Рафаил (Заборовский) был назначен на Киевскую кафедру и возведен в сан архиепископа, а потом и митрополита. В 1744 году митрополит Киевский и Галицкий Рафаил вспомнил старого друга и добился его перевода в Киев. Там архимандрит Герасим стал настоятелем Межигорского Спасо-Преображенского монастыря в 25-ти верстах от Киева в ущелье между горами на Днепре. В этой обители когда-то принял иночество будущий Патриарх Московский и всея Руси Иоаким. В 1744 году при архимандрите Герасиме в обители была построена и освящена каменная Петропавловская церковь на средства кошевого атамана Запорожской Сечи Кальношевского, который был многолетним благотворителем монастыря. Однако ко времени переезда в Киев о.Герасим уже находился в преклонных годах. Вскоре, в 1745 году архимандрит Герасим (Гороховской) скончался. Митрополит Рафаил пережил о.Герасима всего лишь на два года.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.