В 2008 году исполнилось 130 лет со дня рождения архитектора Сергея Матвеевича Жарова. Он родился 5 (17) октября 1878 года1 в деревне Уварово Погребищенской волости Владимирского уезда. Дата его смерти нам неизвестна. Он наш земляк и его произведения в городе Владимире "работают" до сих пор. Эти здания настолько "вросли" в городскую среду, что представить ткань застройки без этих жемчужин просто невозможно.

Жаров, член Московского профессионального союза зодчих с 1918 года, получил основательное образование. Он окончил с малой серебряной медалью архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1903) и архитектурное отделение Академии художеств в Петербурге (1908). По одним анкетным данным ему было присвоено звание художника-архитектора, а по другим – звание архитектора гражданских зданий. Результаты его деятельности показывают, что он был достоин и тог и другого. Уже с 1903 года он занялся частной практикой по строительству в Москве, поэтому, после окончания Академии художеств, он появился на общественной службе во Владимире с достаточным профессиональным опытом. На Малой Дмитровке в Москве им построены особняк и доходный дом А.Е. Владимирова (1902-1903), водокачка при богадельне у Ваганьковского кладбища и другие сооружения.

В анкете от 24.5.1921 в разделе о предыдущих местах работы Жаров сообщал2, что с 1908 по 1918 годы находился на общественной службе в г. Владимире в должности городового архитектора. В этой же анкете сказано, что во Владимир он приезжал из Москвы на 2 дня в неделю, т.к. продолжал практиковать в Москве. Его адрес в Москве – Большая Ильинская улица, д.18. С мая 1918 года Жаров работает в Главторфе, заведует торфяными разработками. Сам он относит основание бывших торфяных разработок братьев Жаровых, к тому времени уже принадлежавших коммунотделу, к своей организационной деятельности. С 23 июня 1920 года Сергей Матвеевич состоит архитектором во Владимирском коммунальном отделе, а с 1 октября 1920 года из уездно-городского коммунотдела он откомандировывается в распоряжение ГКГС (губернского комитета государственных сооружений), но адрес Жарова указывается московский.

О семье Сергея Матвеевича можно судить по одному, очень своеобразному удостоверению ГКГС на его имя, в котором указан состав семьи (жена, двое детей, мать и он сам) и свидетельство о том, что этой семье принадлежит тёлка, содержащаяся в хозяйстве Е.М. Шмаковой в с. Сновицах (вероятно, сестры Сергея Матвеевича3. В "Материалах к биографическому словарю архитекторов народов СССР" (М., 1983. Вып.4 С.35) упоминается еще один московский архитектор – Жаров Алексей Матвеевич, тоже родившийся в д. Уварово Владимирской губернии в 1895 г. и умерший около 1940 года (вероятно, это младший брат Сергея Матвеевича). 7 июня 1921 года С.М. Жаров, сдав дела Ф.И. Щербакову, переводится на работу в Москву. Здесь сведения о его деятельности обрываются…

Необходимо отметить, что деятельность С.М. Жарова во Владимире самым тесным образом переплетается с деятельностью другого возможного юбиляра 2008 года в области общественной застройки и дорожного строительства города – Я.Г. Ревякина (21.10.1873?-1949). Яков Григорьевич Ревякин на 5 лет старше Жарова, если принять за год его рождения 1873, наиболее часто встречающийся в его анкетах. К тому же, Яков Григорьевич был городовым архитектором Владимира с 1902 по 1910 год.

Список зданий, появившихся во Владимире благодаря работам этих архитекторов с 1900 по 1916 гг., позволяет судить, насколько важны они для облика Владимира и в наши дни. В самом начале ХХ века на главной площади города – Соборной – к Успенскому и Дмитриевскому соборам, к Дворянскому собранию и мужской гимназии, к банку и музею присоединилось здание Городской Думы (1906-1907, архитектор Я.Г. Ревякин). Впоследствии, развивая этот самый главный градостроительный комплекс в сторону Лыбедской долины, На Троицком валу построили Второе мужское четырёхклассное городское училище (бывшее "Васильевское", 1908, архитектор Я.Г. Ревякин) и далее, на том же валу, приют "Ясли и семья" (архитектор С.М. Жаров). Парк "Липки" и памятник Александру II (1913, скульптор Д.М. Опекушин, архитектор С.М. Жаров)4завершили на длительный период формирование этого ансамбля. Нужно отметить, что в 1910 году была сделана попытка развить этот ансамбль: Я.Г. Ревякин предложил близ Успенского собора, западнее и ниже его по рельефу, выстроить резной деревянный летний театр в псевдорусском стиле. На соборное начальство отклонило проект по причине излишней близости театра к собору, одной из главных общерусских святынь. Основная транспортно-архитектурная ось Владимира в этот период тоже обогатилась новыми значительными постройками. Так, к богадельне у городского кладбища (1888, городовой архитектор М.П. Кнопф) архитектор Жаров пристроил храм, а епархиальный архитектор Н.Д. Корицкий начал строительство колокольни Князь-Владимирского храма (1896, не закончил). В районе Большой Нижегородской улицы и теперешней площади М.В. Фрунзе губернский архитектор П.Г. Беген построил винный склад. (1901). Напротив семинарского корпуса, отступив от линии тракта Москва - Нижний Новгород, архитектором С.М. Жаровым в 1911 году выстроено приходское женское училище (ныне Спортивный переулок, 2). К семинарскому комплексу добавились новые корпуса: в 1888 году – деревянная церковь (М.П. Кнопф), в 1896 году – заразный барак (Н.Д. Корицкий). Тем же Корицким был обновлён в Рождественском монастыре Христорождественский храм в Архиерейском доме и братские кельи. К западу от Соборной площади, за Торговым мостом, следовал квартал Торговых рядов. К этому времени Торговые ряды обветшали, и требовалась их реконструкция. Свои варианты этих работ в 1911 году представили Ревякин и Жаров. Предпочтение было отдано проекту Жарова. Первым был обновлен магазин торгового дома "Бояринов и Кузнецов" по Большой Московской улице, а в 1914 году перестроили угловую часть лавок по Царицынской улице.

Тем временем архитектурное обогащение главной оси города продолжала движение на запад, к Золотым воротам. В 1912 году на месте старой водонапорной башни на Козловом валу была воздвигнута новая, с накопителем воды большего объёма (архитектор С.М. Жаров). По северной стороне улицы, не доходя до Николо-Златовратской церкви, Жаровым был выстроен в 1913 году электротеатр "Ампир", а тремя годами раньше, в 1910 году, за Реальным училищем (1908, архитектор П.А. Виноградов), на северном продолжении вала за Золотыми воротами, открылось Четвёртое городское училище (архитектор С.М. Жаров). Наиважнейший аккорд Жарова – старообрядческая Троицкая церковь (1913-1916), предстоящая Золотым воротам при подъезде к ним с запада. Выполненная в лицевой кладке из красного кирпича, она, как факел, до сих пор украшает ансамбль современной театральной площади. Нужно добавить, что работа Ревякина – Народный дом Общества трезвости, - также прекрасно вписался в архитектуру центра города, закрепляя связь исторического ядра центра города с его залыбедской частью. Построенное Ревякиным в 1904-1905 годах, в 1907 году здание было реконструировано под театр губернским архитектором Бегеном, и, несмотря на все перипетии в своей истории, верой и правдой служит теперь маленьким владимирцам в качестве областного театра кукол.

Еще одна работа городового архитектора С.М. Жарова требует упоминания – дом дешёвых квартир (1914)5. Он был построен на деньги А.Л. Лосева на Подсоборной улице, имел специальный устав для жильцов, для обслуживающего персонала. Жаров успешно справился с этой сложной социально-острой задачей. Смена государственного строя рано прервала этот эксперимент, просчитанная экономическая его основа не выдержала ломки общественный отношений, и первоначально задуманная функция была изменена.

После 1918 года служебные дороги Ревякина и Жарова несколько разделились. Жаров, видимо, оставил должность городового архитектора. Некоторое время он был занят торфяными разработками, через 2 года работает архитектором во Владкоммунотделе. В это время (август-сентябрь 1920 года) он разрабатывает и утверждает в инстанциях сметы на деревянную пристройку к городской водокачке – простейшее сооружение их трех помещений: локомобильной, моторной и склад инструментов6. Одновременно им составляется смета на постановку четырех временных кирпичных печей в уездно-городском земельном отдела (в бывшем доме архитектора П. Бегена, построенном им в 1901 году).

Последние месяцы жизни во Владимире Жаров руководит подотделом школ и больниц в ГКГС. Ревякин же, хотя и подписывает довольно долго документы в качестве городского архитектора, в анкетах в графе "Место работы и должность", как правило, пишет: "заведующий Владимирским дорожным участком", одновременно отвечая по специальному распоряжению властей за строительство во 2-м участке города Владимира. Конечно, он проектирует и сам, чем вызывает неудовольствие и подозрение некоторых сотрудников. Появляются заметки в местной прессе, затевается судебное дело о проектировании и постройке нового летнего театра в районе Успенского собора и вообще о работе Владкоммунотдела7. Ревякин и некоторые другие фигуранты были осуждены. Ревякин был отправлен на работы по строительству Владимирского хлебозавода (1929). Его жизнь и деятельность на Владимирской земле продолжится вплоть до 1949 года. Он будет представлен в послевоенные годы к награде, а о Жарове мы пока не знаем более ничего.

Примечания:

1 ГАВО.Ф.1870.Оп.1.Д.30.Л.122.

2 ГАВО.Ф.1870.Оп.1ю.Д.31.Л.270, 270об.; Жаров на тот момент был заведующим подотделом школьного и больничного строительства Владимирского губернского комитета государственных сооружений (ГКГС).

3 ГАВО.Ф.1870.Оп.1.Д.17.Л.196 (9.9.1920 г.).

4 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Владимирская область. М., 2004. Ч.1.С.142.

5 ГАВО.Ф.390.Оп.2.Д.213.

6 ГАВО.Ф.1870.Оп.1.Д.45.Л.77-87.

7 ГАВО.Ф.472.Оп.1Д.235.Т.III;Д.236.Т.IV.

Источник:

По материалам статьи Р.Г. Коноплёвой "Наследие владимирских архитекторов", Старая столица: краеведческий альманах. Выпуск 3

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.