Жуковский Николай Егорович
Жуковский Николай Егорович - выдающийся русский учёный, создатель новой науки - аэродинамики.
Жуковский Николай Егорович родился 5 (7) января 1847 года в усадьбе Орехово (теперь Собинского района Владимирской области). Отец его, Егор Иванович, был инженером-путейцем, по происхождению - из мелкопоместных полтавских дворян. В семье было шестеро детей, средства к существованию были довольно скудные, однако все получили хорошее образование, позволившее всем четверым сыновьям закончить московскую гимназию. Николай Егорович окончил гимназию в 1864 году с серебряной медалью и поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Главным увлечением Николая Егоровича была механика.
В 1870 году Жуковский с матерью и сёстрами переезжает в Москву и начинает преподавать физику во второй женской гимназии. Спустя несколько лет, в 1872 году, он одновременно становится преподавателем математики в Московском техническом училище, а через два года, в 1874 году, Николая Егоровича утверждают доцентом по кафедре аналитической математики. Следующие 47 лет Жуковский будет преподавать механику в этом же училище.
Первая опубликованная работа Николая Егоровича - его магистерская диссертация "Кинематика жидкого тела" (1876 год). Диссертацию Жуковский успешно защитил в 1877 году и был командирован в Берлин и Париж для дальнейшего обучения. По возвращении из-за границы в 1879 году Николай Егорович назначается сверхштатным профессором механики в своём же Техническом училище. В 1882 году появляется в печати докторская диссертация Жуковского "О прочности движения", которую он успешно защищает в этом же году и получает степень доктора прикладной математики. С 1885 года Николай Егорович начинает преподавать в Московском университете, и только теперь он оставляет преподавание физики в женской гимназии. Его непрерывная преподавательская деятельность помогла сделать абстрактную механику живой и понятной. Работы Жуковского посвящены самым различным областям науки, например, теории вычислении планетных орбит и теории кометных хвостов; теория влияния реакций втекающей и вытекающей жидкости; теории упругости; теории подпочвенных вод и т.д. Круг научных вопросов, интересовавших Николая Егоровича, постепенно расширялся, главным оставалось стремление решить задачи технические, чисто прикладные методами теоретической механики. К этому же можно отнести его увлечение строительством моделей.
В 1890 году появляется первая работа Жуковского по механике полёта в воздухе - "К теории летания". Следом за ней он публикует статьи "О парении птиц", "О летательном аппарате Отто Лилиенталя", "О наивыгоднейшем угле наклона аэроплана" и другие. В первые же годы ХХ века Жуковский приступает к систематическим опытам над движением крылообразных тел в воздухе. В 1902 году в механической лаборатории Московского университета Николай Егорович строит первую в России и одну из первых в мире аэродинамическую трубу закрытого типа. По результатам этих опытов в 1904 году Николай Егорович создаёт ставший классическим и вошедший во все учебники труд "О присоединённых вихрях", который открыл совершенно новую эру в гидромеханике. Одновременно с научной деятельностью, отнимающей очень много времени, Жуковский занимается педагогической работой и даже отказывается от действительного членства в Академии наук, так как не хочет расставаться с преподаванием.
Лето Николай Егорович всегда старался проводить в Орехове, отдыхая от напряжённой "зимней" работы; ловил рыбу, охотился, много ходил пешком по окрестностям. Однако и здесь он не забывал о науке, обязательно привозя осенью очередную объёмную работу для напечатания.
В 1912 году в Москве была организована Военная школа авиации, в ней начинали заниматься всего 10 офицеров, будущих военных лётчиков. Николай Егорович читал им лекции по элементарному курсу аэродинамики и динамики полёта.
С началом Первой мировой войны в 1914 году под руководством Жуковского было организовано Авиационное расчётно-испытательное бюро, проводившее расчёты и испытания самолётов, их лётных качеств и прочности. Также Николай Егорович вошёл в Московский военно-промышленный комитет, в котором занимался разработкой формул для определения устойчивости снарядов; в этом же комитете он возглавил Отдел изобретений и стал экспертом изобретений механических, авиационных, гидравлических.
В начале 1920 года Николай Егорович тяжело заболел воспалением лёгких, однако упорно боролся за жизнь, несмотря на преклонный возраст, и даже стал поправляться. Однако его подкосила смерть любимой дочери, Елены. В течение следующих нескольких месяцев его здоровье постепенно угасало и утром 17 марта 1921 года Жуковский скончался в "Усове", подмосковном санатории. Похоронен Николай Егорович в Донском монастыре.
С 1937 года в усадьбе Орехово размещается мемориальный дом-музей.
Именем Жуковского назван наукоград в Подмосковье, центр современной россиийской авиационной науки. Своё название он получил 23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР (преобразован из поселка Стаханово).