Более трех веков назад в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря г. Суздаля появилась новая фресковая живопись, восхищавшая взоры многих поколений суздальцев и многочисленных гостей города. Вкладная стенная надпись, выполненная вязью - затейливым, витиеватым письмом, где буквы складываются в непрерывный орнамент, сохранила имена заказчиков и «спонсоров» росписей стен собора. А имена самих мастеров-художников, оставивших столь замечательное творение, на долгое время оказались забытыми. Доктор искусствоведения, реставратор В. Г. Брюсова, изучавшая русскую живопись XVII в., по характерным художественным и стилистическим приемам, а затем и документально подтвердила, что в 1689 г. над росписями стен собора трудилась знаменитая на всю Русь артель костромских художников под руководством Гурия Никитина.

Про Гурия Никитина говорят «художник Божией милостью». Что же это означает? Традиционно большинство иконников XVII века происходило из потомственных семей иконописцев. Гурий Никитин (сын) Кинешемцев родился в 1620-е гг. в Костроме, в семье, не связанной с иконописью. Отец его – Никита Григорьев сын Кинешемец – «прожитком добре худ». Брат Гурия – Лука - ремеслом «сапожный кропач». У кого Гурий Никитин учился живописи – неизвестно, но можно предполагать, что его талант проявился с молодых лет. Первые серьезные опыты фресковой живописи Гурий Никитин приобрел, видимо, в Москве, работая в составе костромской артели в таких храмах, как церковь Троицы в Никитниках (1653) и Архангельский собор в Московском Кремле (1659, 1660). Работами в Архангельском соборе руководил известный царский изограф (иконописец) Симон Ушаков. К росписям было привлечено более ста мастеров из Москвы, Костромы, Ярославля, Новгорода, Калуги. Из них четыре жалованных иконописца (мастера, работающие при дворе царя или патриарха и получающие постоянное жалованье), шесть кормовых иконописцев первой статьи, 23 иконника средней статьи и 59 – меньшей. Кормовой иконописец нанимался на время выполнения заказа и получал «корм», т.е. вознаграждение. В ходе работ Гурий Никитин получил разряд кормового иконописца первой статьи, что позволило ему возглавить самостоятельную артель мастеров. В отличие от многих костромичей, вызванных в 1660 г. на роспись Архангельского собора, Гурий Никитин не остался в Москве, а продолжал жить в Костроме, периодически приезжая по вызовам в Москву. Благодаря упорному труду, природной любознательности, творческому поиску талант мастера достиг должного признания. За право получить Гурия Никитина «с товарищами» для выполнения иконописных работ боролись царь и патриарх, митрополиты, архимандриты и посадские люди. Москва, Переславль-Залесский, Кострома, Ярославль, Ростов, Тутаев, Суздаль – такова география работ костромичей под руководством Гурия Никитина. Следует сказать, что среди иконописцев XVII в. существовало негласное разделение на мастеров стенного письма и собственно иконописцев. Костромская школа живописи XVII в. выдвинулась в искусстве настенных росписей. Гурий Никитин был в числе немногих костромских мастеров, способных к «образному мелкому доброму письму». В письме икон он получил не меньшее признание, чем в стенописи. Это видно из той настойчивости, с какою его привлекали к наиболее ответственным работам. Его считали незаменимым знаменщиком.

«Послужной список» Гурия Никитина широк и многогранен. Остановимся на достоверно сохранившихся произведениях. Коллективные работы включают:

1. Роспись уже упомянутого Архангельского собора. 1660-1666 гг

2. Роспись Успенского собора (1670-1671 г.) и Воскресенской церкви (1675 г.) в Ростове Великом.

3. Оформление лицевого Евангелия из церкви Спаса Нерукотворного. 1678 г.

4. Роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680 г.

5. Роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. 1684 г.

6. Роспись Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. 1689 г.

Из индивидуальных работ сохранились две иконы. Первая – Спас-Вседержитель, 1686 г., размером 180х127 см. Икона находилась в местном ряду иконостаса Федоровской церкви в Ярославле. Вторая – Троица Ветхозаветная, 1690 г., храмовая икона собора Троице-Сыпанова монастыря.

В 1689 г. разгорелся спор за артель Гурия Никитина между архимандритом Московского Новоспасского монастыря Игнатием и архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Тихоном. Архимандрит Игнатий требовал присылки к нему мастеров Гурия Никитина, чтобы в соборе срочно «в стопе и во олтаре подписать». В это время Гурий Никитин, его помощник Сила Савин и десять иконописцев артели работали в Преображенском соборе в Суздале. Чем закончился спор – нам неизвестно, но за короткий период времени весь объем нашего собора был украшен новым фресковым письмом. Мастера были многоопытными, а стиль, навыки и приемы письма хорошо отработанными. Исследователи фресковой живописи полагают, что сама артель состояла из нескольких (от двух до четырех) однотипных групп. Каждая, как минимум, включала одного знаменщика - художника, наносившего рисунок; одного «личника», писавшего обнаженные части тела; двух «доличников». Первый «доличник» делал «роскрышь», т.е. расцвечивал изображение, а второй «пробелял» его – наносил более светлые слои и притенения, придающие формам определенную объемность. «Травщик» рисовал узоры на одеждах, травы и деревья, орнаменты фресок. Возникает вопрос, где же рука самого Гурия Никитина. Здесь мнения искусствоведов расходятся. Одни исследователи полагают, что лучшие по художественному качеству и наиболее сложные по иконографии росписи, которые наносил глава артели, должны были располагаться в нижних, хорошо обозримых ярусах, в то время как верхние части стен, своды и главы мог выполнять менее искусный и более традиционный художник. Следовательно, Гурию Никитину принадлежат фрески двух нижних ярусов и дьяконника алтаря, хотя вполне возможно его участие и в других местах. Мнение других исследователей противоположное.

Для нас же важно, что весь процесс росписи находился в руках Мастера. Роспись собора Суздальского монастыря – расцвет творчества гениального русского художника и была, скорее всего, последней его работой. Умер Гурий Никитин в 1691 году.

<...>.

М.Н. ВОЛКОВА, научный сотрудник Суздальского филиала Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Источник:

По материалам статьи М.Н. Волковой "Художник Божией милостью", Общественно-политическая газета "Суздальская новь"

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.