Ожогов.jpg

Вадим Петрович Ожогов родился в г. Покров в 1926 году. Его отец Пётр Евдокимович родом был из Тамбовской области. Но служить ему довелось в наших краях. Вместе с другими солдатами срочной службы его направили в подразделение, которое занималось охраной военных складов на территории нынешнего пос. Введенский. Понятное дело, что молодые ребята бывали в увольнении в Покрове. Здесь Пётр Ожогин познакомился со своей будущей женой Прасковьей Борисовной, которая работала санитаркой в покровской больнице. Женившись, он остался в городе в качестве завхоза городской больницы, а позже стал начальником снабжения Орехово-Зуевского промкомбината.

В семье родилось двое детей. В 1926 году на свет появился мальчик, которого назвали Вадим. А через два года родилась девочка Ираида.

22 июня 1941 года весть о начале войны быстро облетела все населённые пункты, до самых дальних деревень. В здании красной школы (десятилетки) расположился госпиталь, а старшеклассников перевели на первый курс педагогического училища, которое располагалось в нынешнем Доме творчества, (когда-то в нем располагалась семинария).

17 октября 1943 года Вадим Ожогов и его однокурсники получил повестку военкомата о призыве в ряды Красной армии. Орехово-Зуевский райвоенкомат направил Вадима в школу младших авиаспециалистов. Она базировалась на месте бывшего женского монастыря в г. Переславль-Залесский.

Режим жизни в школе авиаспециалистов был очень строгим. Учебных часов было много, и курсантам казалось, что ночь пролетала в одно мгновенье - едва звучал сигнал отбоя, так следом раздавалась команда "Подъём". Ещё не окрепшим 17-летним ребятам приходилось нелегко. Питание было очень скудным, лишь бы выжить. Ели капусту, пшено и саго, прозванную курсантами лягушечьей икрой. Обмундирование давали старое, обувались в ботинки с обмотками. От родных ждать было нечего, им самим приходилось несладко.

По приказу Верховного главнокомандующего Сталина учёба была сокращена с одного года до нескольких месяцев. Курсантам присвоили звание младших сержантов и отправили на первый Белорусский фронт.

На фронт ехали двое с половиной суток в вагонах-теплушках. Кормление было разовым. В группе было 19 парней, направленных военкоматом в авиашколу из Покрова. Это были Виктор Лизунов, Юрий Артемонов, Владимир Фёдоров, Николай Соколов, Алексей Кондратьев, а также жители из деревни Марково Алексей Болознов и Константин Бобков, парень из Городищ Алексей Деев и Александр Матвеев из Ставрово.

Прибыли в г. Клинцы, Белорусской СССР. Командующий фронтом Константин Рокоссовский лично принял курсантов в своём кабинете. Пополнение новоиспечённых авиамехаников было направлено в 16-ю воздушную армию, 286-ю Нежинскую гвардейскую краснознамённую дивизию, 165 гвардейский истребительный полк. Фронтовая жизнь началась с приёма самолётов на аэродроме. Каждому авиамеханику прикрепили на обслуживание по 2 истребительных самолёта.

Доучиваться приходилось на месте, если что-то было непонятно, то спрашивали у соседа, Соседом у Вадима Петровича был москвич Алексей Чередов, на два года постарше. Он был призван в 1941 году.

Ещё в Белоруссии командование первым Белорусским фронтом было передано Г. К. Жукову. Спустя несколько месяцев началось наступление. Оно шло очень быстрым, форсированным темпом. Один за другим освобождались белорусские города: Барановичи, Калинковичи, Осиповичи, Жлобин, Гомель, Бобруйск, Минск, а затем - Белосток, Пружаны, Рушаны, Лось, Варшава - уже на территории Польши.

Полевые аэродромы, на которых стоял авиационный полк, располагались по соседству с хуторами. Если вылетов было мало, авиационный молодой народ ходил на местные гулянья. Однако, свободное время выдавалось нечасто. Наступление шло интенсивно, за световой день совершалось по 8 вылетов.

Истребитель - самолёт сложный. В его двигателе - 14 цилиндров, в каждом из них по 2 головки, в каждой головке по 2 свечи. После боя их необходимо поменять. А также залатать пробитую обшивку. У самолёта 3 бака для горючего - два под крыльями и один под фюзеляжем. А это 480 литров, заправить их нужно срочно. Кроме этого, надо найти кислород, чтобы выпускалось шасси, и стрелял пулемёт. На всё про всё отводится 40 минут времени между полётами. Если вовремя не подготовишь истребитель, значит, не вылетит бомбардировщик, которого он прикрывает в воздухе.

В Польше под Варшавой был такой случай: вблизи аэродрома между нашим истребителем и вражеским "Мессером" завязался воздушный бой. На истребителе был лейтенант Гололев, командир Вадима Петровича. Фашист перебил нашему самолёту шасси, и в результате началось вынужденное падение нашего истребителя. Гоголев сумел посадить самолёт, но сам оказался ранен. Подбежавший авиатехник увидел, что летчик начал снимать шлемофон вместе с волосами. Вадим Петрович взвалил Гоголева на спину и семь километров нёс его до полевого госпиталя. За спасение командира он был награждён медалью "За боевые заслуги".

Начиная с Белоруссии. Наступление наших войск продолжалось очень интенсивно. Армия быстро двигалась вперёд. Лётчики не задерживались на полевых аэродромах: поспали, перекусили и двинулись дальше. Позади осталась Польша, начались бои на территории Германии. Немецкие города очень сильно пострадали от бомбёжек, повсюду были видны разрушения, разбитые дома с пустыми глазницами. В Германии очень пригодились ангары, пригодные для хранения техники. Наземные технические службы передвигались на автомашинах "Студебеккер". А Вадим Петрович всегда нелегально летал вместе со своим командиром. Самолёт одноместный, так он в фюзеляже пристраивался. Складывался пополам, благо худенький был. Конечно, это было небезопасно. В случае сложной посадки на новом месте можно было серьёзно пострадать. Зато всё своё он вёз с собой по воздуху, а хозяйство у него было немалое: запчасти, чехлы, колодки, тросы, печка для подогрева двигателя и многое другое. Пока остальные подъедут, на новом месте уже взлётная полоса приготовлена, дрова для костра, землянки, харчи раздобыты на первое время.

День Победы Вадим Петрович встретил на полевом аэродроме, на реке Эльба. Об окончании войны командование сообщило на общем построении. Радость у всех была огромная. Со слезами обнимались, братались с американскими лётчиками, которые прилетели в Германию с открытием второго фронта в марте 1945 года.

Незадолго до этих радостных победных дней, когда истребительный полк стоял у Вислы, среди личного состава пошёл слух о том, что будет объявлен набор в военное училище. В 1946 году Вадим Ожогов был направлен во Владимирское пехотное училище, затем переведён в Рязанское артиллерийское училище. Но друзья сагитировали его продолжить службу во 2-й ордена А.В. Суворова Гвардейской Краснознамённой имени М.И. Калинина Таманской дивизии. И с 1946 по 1950-й год он продолжал оставаться человеком военным.

Источник:

По материалам статьи "Взлётная полоса есть у судьбы любой…", автор Галина Фомичёва.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.