Парвицкий.jpg

Михаил Андреевич Невский (митрополит Макарий) родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Ковровского уезда в семье сельского пономаря.

В 1854 году закончил Тобольскую духовную семинарию, и с этого момента посвятил большую часть жизни (более 35 лет) миссионерской деятельности на Алтае. Митрополит Макарий, без преувеличения, принадлежал к блистательной плеяде православных миссионеров, завершавшей в конце XIX - начале ХХ века процесс распространения христианства на огромных пространствах России, начавшийся еще в 988 году.

Судьба этого поколения выдающихся миссионеров оказалась трагичной: многие из них погибли в сталинских лагерях, а их дела оказались в забвении.

Между тем, труды митрополита Макария, его современников и сподвижников имели важное значение не только для православной церкви, но и для светских научных дисциплин: истории, лингвистики, этнографии и т.д. По инициативе митрополита Макария начиная с 60-х годов начали открываться миссионерские отделения в духовных семинариях и академиях, на базе которых познее появились учебные заведения нового типа - миссонерские училища. Особым этапом в деятельности митрополита Макария стало издание в 1867 году букваря и Библии на атайском языке, а в 1869 году "Грамматики алтайского языка". И по сей день эти труды являются одними из важнейших в подготовке специалистов по сравнительному языкознанию, этнографии и востоковедению. Издание "Грамматики алтайского языка" завершило формирование письменности для бесписьменных финно-угорских и тюркских языков на основе русского алфавита. Недоумение вызывает, однако, тот факт, что в библиографических обзорах недавнего прошлого либо не указывалось имя автора, либо в качестве имени автора указывалось "М. Невский", что затрудняло пользование этой книгой.

За 36 лет своей миссионерской деятельности митрополит Макарий прошел все степени и саны священства - от иеромонаха до архиепископа Томского. И хотя его идеи не сразу получили поддержку среди церковного и государственного руководства, уже в начале ХХ века его деятельность и труды получили широкое признание. В ноябре 1912 года архиепископ Макарий был возведен в сан митрополита и назначен на Московскую кафедру, которую возглавлял до 1917 года. Увольнение митрополита Макария на покой в марте 1917 года было связано главным образом, с высказанными им резкими суждениями по поводу происходивших в стране событий. Митрополит Макарий поселился в Николо-Угрешском монастыре близ Москвы, где был в начале 1918 года арестован. Это был первый арест церковного деятеля после октября 1917 года, по поводу чего патриарх Тихон вынужден был направить специальную телеграмму В.И. Ленину. Опасаясь широкого недовольства верующих, митрополита Макария вынуждены были выпустить. 16 февраля 1926 года митрополит Макарий (Невский) скончался, не дожив немного до закрытия монастыоря, и был похоронен на городском кладбище в г. Люберцы. После Великой Отечественной войны его прах был перезахоронен в Троице-Сергиевой лавре, рядом с выдающимися деятелями церкви.

Николо-Угрешский монастырь, ставший последним местом пребывания митрополита Макария, сегодня вновь действует. Память о нем сегодня сохраняют нынешние насельники монастыря, но обширное научное и богословское наследие митрополита Макария предстоит осваивать еще долгие годы.

Источник текста

Торопов А.В. Лингвистическая деятельность митрополита Макария (Невского). Воронинские чтения-93. Материалы областной краеведческой конференции. - Владимир, 1994.

"Наш земляк – апостол Алтая", автор Николай Фролов, Владимирская областная общественно-политическая газета "Призыв"


Народная поговорка гласит: "Не стоит город без святого, а село – без праведника". Для старинного села Шапкина Ковровского уезда еще в позапрошлом столетии своим праведником, а позже и святым стал местный уроженец Михаил Андреевич Парвицкий.

Впрочем, под этим именем и фамилией его практически никто не помнит. В истории он известен как его высокопреосвященство митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Так сложилось, что у владыки, ныне прославленного Русской православной церковью в лике святых, было два имени, две фамилии и две родины.

Сегодня митрополит Макарий почитается одним из величайших иерархов, святым и исповедником. Его прах погребен в нижней части Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, рядом с гробницами Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Пимена. Это зримый знак высочайшего уважения и почитания Высокопреосвященнейшего Макария. А для своих земляков он уже давно является даже не столько небесным покровителем, сколько легендой, полной романтики и трагизма.

Начало биографии будущего князя церкви было на редкость прозаическим и совсем не предвещало столь значительную карьеру. Михаил Парвицкий родился в 1835 году в семье бедного сельского пономаря. Младенец был настолько слаб, что родители не надеялись спасти его. Они отнесли едва дышавшего и даже не имевшего силы плакать новорожденного в белой крестильной рубашке в шапкинский храм и положили под престольные иконы Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. И – о, чудо! – умиравший было ребенок на глазах стал оживать. Именно тогда земляки впервые заговорили о высоком предназначении чудесно спасшегося мальчика.

Первые годы семья будущего митрополита жила в крайней бедности. Причт при храме села Шапкина состоял очень большой, доходы на долю псаломщика Андрея Парвицкого – отца будущего архиерея – приходились более чем скромные. Кормить же ему нужно было не только свою семью, но и младших братьев и сестер, не достигших совершеннолетия. А потом и вовсе случилась беда – сгорел дом Парвицких. Большой семье пришлось ютиться в тесной и ветхой церковной сторожке.

Доведенные нуждой до крайности, Парвицкие в 1843 году решились покинуть Шапкино. Из Владимирской губернии они отправились в Сибирь. Там в то время была острая нехватка духовенства, поэтому псаломщику Парвицкому обещали сан диакона и гораздо более высокое жалованье. Так Парвицкие оказались в Тобольской епархии, где Михаил поступил в семинарию. Учился он настолько истово, так строго соблюдал все положенные посты, столько времени простаивал на церковных службах, что здоровье его вновь оказалось подорванным. Зато студент Парвицкий уже тогда стал пользоваться большим уважением как со стороны преподавателей, так и в кругу своих товарищей. В семинарии по существовавшему тогда обычаю Михаилу переменили фамилию. Из Парвицкого он стал Невским.

Тобольскую семинарию Михаил Невский окончил вторым по успехам в учебе. Ему, как отличнику, предоставлялось право продолжить учебу в духовной академии. Академия сулила перспективы блестящей карьеры, попасть туда считалось очень престижным. Но юноша от столь заманчивого пути отказался, отправившись миссионером на Алтай, который Россия тогда только начинала осваивать.

Задачей миссионера на Алтае было проповедование слова Божия и обращение в православие многочисленных местных язычников. В глуши, порой среди враждебного окружения отцу Михаилу (Невский был рукоположен во священнический сан) приходилось действовать лишь силой убеждения. Случалось, что на миссионеров нападали, порой даже убивали. Такая "работа" была по силам только настоящему подвижнику и строгому аскету.

Для лучшего общения с местным населением отец Михаил в течение нескольких месяцев выучил язык алтайских племен и даже перевел на него главные церковные книги. Благодаря этому он приобрел огромную популярность среди местных жителей, которые тысячами принимали крещение. Сам батюшка порой целыми днями не сходил с коня, объезжая верхом самые удаленные селения в горах и дремучих лесах. В 1861 году Михаил Невский принял иноческий сан с именем Макария. К тому времени он прославился и способностью исцеления. После молитвы инока выздоравливали совсем безнадежные больные. Даже дети, страдавшие от эпидемии оспы, после посещения их русским батюшкой преодолевали эту смертельную хворь.

О жизни и подвигах иеромонаха, а потом игумена и архимандрита Макария на Алтае написаны целые книги. В 1884 году он стал епископом, а в 1891 году возглавил Томскую и Семипалатинскую епархию, территория которой была огромна и охватывала, помимо окрестностей Томска, всю северную часть нынешнего Казахстана. Владыка пользовался огромным авторитетом. Он знал языки почти всех населяющих его епархию жителей и даже служил литургию на татарском языке, чем привлек к православию немало иноверцев. Благодаря епископу Макарию было основано множество школ и несколько монастырей. Постепенно томский архиерей прославился на всю Россию. Он получил множество наград, в том числе сан архиепископа. Не раз его приглашали в Петербург. Там архипастырь, не пользуясь положенной ему по сану каретой, запросто ходил пешком, чем удивлял не привыкших к такому смирению жителей столицы.

В 1912 году архиепископ Макарий был избран для служения в Москве. Указом Святейшего Синода, горячо поддержанным императором Николаем II – искренним почитателем алтайского подвижника, владыка был возведен в сан митрополита Московского. В столице новый митрополит снискал огромную любовь простого народа. Зато великосветские круги и часть интеллигенции, относившиеся к православию скептически, нового митрополита воспринимали как чудака. Ревнитель веры, он равнодушно относился к почестям и славе, отверг роскошь, окружавшую его предшественников, много служил в храмах и собирал своими проповедями тысячи людей.

В сентябре 1913 года митрополит Макарий отправился на родину – в село Шапкино Ковровского уезда. Это было настоящим событием – ни один из московских предстоятелей подобных визитов не совершал. Митрополита торжественно встречали во Владимире и в Боголюбове, в Коврове десятитысячная толпа, вышедшая приветствовать высокопоставленного земляка, парализовала движение поездов на железнодорожной станции. Три дня, с 7 по 9 сентября, митрополит Макарий провел в Шапкине, где не бывал ровно семьдесят лет. Крестьяне со всей волости, из многих других сел и деревень прибыли в Шапкино для участия в невиданном для сельской церкви торжественном митрополичьем служении. Эти осенние дни стали самой яркой страницей местной истории на все времена.

Больше в родное село владыка уже не вернулся. В 1917 году Временное правительство изгнало его с московской кафедры. Старец-митрополит, которому уже шел восьмой десяток, удалился на покой в Николо-Угрешский монастырь. Там его много раз посещал патриарх Тихон, даровавший Макарию (Невскому) пожизненный почетный титул митрополита Алтайского. Несколько раз большевики угрожали убить старца, под дулом револьвера заставляли отречься от церкви и признать новый строй, но митрополит оставался тверд в вере и не боялся смерти. Апостол Алтая (так его называют до сих пор) Макарий (Невский) скончался 16 февраля 1926 года. В 1957 году его мощи обрели нетленными и перенесли в Троице-Сергиеву лавру. А в 2000 году митрополит Макарий был причислен к лику святых.

В селе Шапкине, ныне бедном и затерянном в глуши, сохранился храм (он не закрывался даже в годы гонений на церковь), в котором крестили будущего митрополита и где он сам служил уже в архипастырском сане. Над входом вмурована белокаменная доска с датой "1825" – годом постройки церкви. Сохранились и ворота, через которые проходил митрополит Макарий. Существует поверье, что если с молитвой ко святому старцу несколько раз пройти через них, то получишь исцеление от различных недугов. Только добраться до Шапкина сегодня непросто. Говорят, что такого бездорожья не было и при жизни святителя. Тем не менее, этот удивительный уголок является местом постоянного паломничества почитателей старца Макария и любителей отечественной истории. И это вполне объяснимо, ведь митрополит Московский Макарий (Невский) является одним из наиболее знаменитых уроженцев Владимирской губернии, прославивших наш край.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.