Познякова.jpg
Познякова2.jpg
Познякова3.jpg
Познякова4.jpg

23 февраля 1923 года гражданке Анне Мартыновне Позняковой, проживающей в селе Красном Гороховецкого уезда, Уездным финансовым отделом был выдан патент третьего разряда на личное промысловое занятие под № 892. В графе «Наименование промысла или профессия» было указано «преподавательница пения», а в графах «Основной оклад» и «Добавочный местный сбор» по 19 рублей, итого 38 рублей. Вероятно, этот документ был последним, полученным в Гороховце, для заканчивавшей свою музыкально-вокальную деятельность Анны Мартыновны Позняковой, т.к. вскоре она со своей семьей покинула гороховецкие пределы, которым она отдала почти 18 лет активной творческой жизни. Эти годы остались в памяти интеллигентской прослойки граждан Гороховца как годы, прошедшие на фоне деятельности этого талантливого человека, оставившего заметный след в истории Гороховца и целую плеяду своих учеников - гороховчан.

Анна Мартыновна Познякова (урожденная Лихова) родилась в Кременчуге в 1872 году. Одаренная девушка из небогатой дворянской семьи в 1893 году поступила в Московскую консерваторию по классу вокала и стала заниматься у замечательной певицы Варвары Михайловны Зарудной (П.И.Чайковский считал Зарудную лучшей исполнительницей арии Марии в опере «Мазепа») и ее мужа Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Позднее Ипполитов-Иванов в своей книге «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях», изданной в 1934 году, напишет о занятиях со студентами «оперного класса» консерватории:

«Из певцов – учащихся этого периода – следует отметить А.В. Нежданову, Лихову, Петрову-Званцеву, В.Р. Петрова…» Позднее в процессе артистической деятельности Анна Мартыновна постоянно чувствовала поддержку Ипполитова-Иванова и пользовалась советами его и В.М. Зарудной.

После окончания консерватории по рекомендации Ипполитова-Иванова Познякова была принята в Тифлисский казенный театр. К 1899 году (год окончания консерватории Позняковой) театр имел солидную труппу из русских и итальянских певцов. Его репертуар состоял более чем из 30 опер. Партнерами Позняковой стали известные певцы Папаян, Максаков, Петров, Борисенко и др. Неопытная актриса сразу получила несколько партий лирико-драматического сопрано - Наташи в «Русалке», Татьяны в «Евгении Онегине», Наташи в «Опричнике», Ярославны в «Князе Игоре». Местная пресса благосклонно откликнулась на выступление новой, неизвестной тифлисской публике певицы, а в конце сезона дирижер театра Барбани поручил Позняковой петь партию Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» с приехавшим в Тифлис на гастроли Ф.И. Шаляпиным. Это было серьезное испытание для начинающей певицы, и она его с честью выдержала. Позже, когда ее антрепризы в провинции совпадали с гастролями Шаляпина, она всегда была его партнершей. Оба они участвовали и в бенефисах друг друга.

С осени 1900 года Анна Мартыновна была приглашена в труппу Московской частной оперы, которой владел известный миллионер Савва Иванович Мамонтов. Дирижировал в театре Мамонтова Ипполитов-Иванов. Она стала петь с такими известными певцами, как Шкафер и Забела Врубель, сразу же дебютировав в партии Тамары в опере «Демон». Требовательные московские критики отметили смущение певицы «столь естественное при первом выходе на большую сцену… в Москве».

После того как она спела партию Марии в «Мазепе» рецензент «Русского листка» написал: «Равнодушие к постановке «Мазепы» в Большом театре заставило дирекцию Императорских театров исключить оперу из репертуара, в Частной опере она собирает массу публики… В роли Марии выступала впервые г-жа Познякова. Артистка имела большой и заслуженный успех».

31 октября 1900 года «Московские ведомости» написали: «Новой царице Мелетрисе («Сказка о царе Салтане») г-же Позняковой чрезвычайно удалась сцена на острове Буяне… Голос молодой артистки здесь лился свободно, слышался полный звук… Эта молодая сила Частной оперы с честью вышла из нелегкого испытания и имела большой успех у публики». В какой-то степени, благодаря таланту Анны Мартыновны, Частная опера Мамонтова встала на один уровень с Императорскими театрами.

Что касается исполнения партии Мелетрисы, то позднее А.М.Познякова вспоминала, что для этой партии привозили в сопровождении охраны из оружейной палаты подлинный кокошник, усыпанный жемчугом и бриллиантами. Видимо, С.И. Мамонтов имел огромное пристрастие к подлинным костюмам, хотя художник-декоратор Врубель, создавая костюмы, совершенно не стремился к этнографической точности.

Летом 1901 года Анна Мартыновна участвует на гастролях с Шаляпиным в опере «Борис Годунов», исполняя партию Марины Мнишек.

Позднее, 14 декабря, в связи с чествованием композитора Римского-Корсакова, в Частной опере была поставлена опера «Снегурочка».

С.Н. Зимин, впоследствии имевший свою труппу, после просмотра этой оперы записал: «Вновь восторгался Позняковой, голос звучит чудно, играла хорошо – пророчу ей будущность». (Фонд С.Н. Зимина в Театральном музее им. Бахрушина).

В начале 1903 года в связи с тем, что С.И. Мамонтова ранее объявили несостоятельным должником, Частная опера испытывает финансовые затруднения, и Анна Мартыновна переходит в Пермскую оперную труппу, а затем участвует в антрепризах в Казани, Нижнем Новгороде, Тамбове, Екатеринбурге, Тифлисе. Несмотря на приглашение С.Н. Зимина перейти в Москве в его труппу, она покидает столицу. С ней ее больше ничего не связывает, так как в 1902 году ее муж, титулярный советник Илья Акинфиевич Позняков, был из Москвы переведен на службу в Нижний Новгород, а позднее в Гороховец, управляющим 14 и 26 удельными имениями, расположенными в основном на территории Гороховецкого уезда, сменив на этом посту титулярного советника Александра Александровича Андреева.

Сцену Анна Мартыновна окончательно покинула в 1910 году на взлете своего успеха. Последний сезон она пела в антрепризе Эйхенвальна в Тифлисе, в городе, в котором она начинала свою сценическую карьеру. С этого времени начался Гороховецкий период ее жизни.

Позняковы в Гороховце стали проживать на Благовещенской улице в доме, принадлежавшем вязниковскому фабриканту Демидову, где сначала проживал его сын. Этот дом (ул.Ленина, 40), в несколько перестроенном виде (сняты ставни и перекрыта железом крыша) сохранился до наших дней. Илья Акинфиевич выкупил его у Демидова в удел, и в этом доме впервые в Гороховце в 1910 году зазвучало фортепиано Анны Мартыновны и раздались молодые голоса гороховчан. Бывшая оперная певица сразу же организовала в городе своего рода музыкально-вокальную школу для городских детей. У нее учились К. Карликова, А. Ларина, В. Бурмина, Л.В. Соловьева и многие другие гороховчане.

Два раза в год в бараке для допризывников, расположенном на выгоне (за рестораном «Отдых»), Анна Мартыновна давала платные концерты. Ей и её ученикам аккомпанировала сестра жены земского врача М.И. Тукалло Виктория Ульяновна Моравская, а затем её племянница Вера Константиновна Станкевич. Частная школа Анны Мартыновны просуществовала до 1918 года, но, как видно из патента, который получила бывшая певица в 1923 году, она продолжала обучать детей в Гороховце и после Октябрьских событий.

В это время произошло одно курьезное событие, еще раз заявившее о недюжинных способностях и чисто профессиональном чутье певицы. Прогуливаясь по базарной площади вечером, Анна Мартыновна услыхала, как поет сидевший у открытого окна военкомата красноармеец караульной роты Мокеев и стала заниматься с ним вокалом. Впоследствии этот красноармеец, крестьянин деревни Зимёнки Гороховецкого уезда, стал оперным певцом, заслуженным артистом РСФСР. В течение 40 лет Павел Иванович Мокеев пел на сцене Большого театра и театра К.С. Станиславского более 50 партий, а затем преподавал в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского.

В 1927 году преподавательская деятельность Анны Мартыновны в Гороховце закончилась. Годом раньше ее мужу Илье Акинфиевичу была сделана операция желудка (врач П.И.Обтемперанский), да и жить в конце 20-х годов в городе, где все знали, что Позняков - титулярный советник, было невозможно.

К этому времени их дети, Валерий и Георгий, уже обзавелись семьями. У старшего, Валерия, жена была из рода гороховецких мещан Карликовых, а младший, Георгий, женился на Ирине Георгиевне Берс (родственнице жены Льва Николаевича Толстого).

Умерла Анна Мартыновна в 1940 году, простудившись в очереди за молоком, немного раньше нее умер Илья Акинфиевич. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, а памятник ему, в виде деревянного старообрядческого креста (голбца), сделал скульптор Шадр, дальний родственник Гороховецкого врача Сергея Сергеевича Гурьева. Памятник не сохранился. В годы Великой Отечественной войны он был сломан на дрова.

Автор: Н.И. Андреев. Из доклада на III Булыгинских литературно-краеведческих чтениях. Февраль 2006 года.

Фото из архива автора.

Источник:

Гороховецкая краеведческая газета "Уездная хроника" №3 за июль 2010г.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.