Стодольский.jpg
Стодольский2.jpg
Стодольский3.jpg
Стодольский4.jpg
Стодольский5.jpg
Стодольский6.jpg
Стодольский7.jpg
Стодольский8.jpg
Стодольский9.jpg
Стодольский10.jpg
Стодольский11.jpg
Стодольский12.jpg
Стодольский13.jpg
Стодольский14.jpg
Стодольский15.jpg
Стодольский16.jpg

Среди множества известных уроженцев Владимирского края минувших столетий до сих пор удается выявлять новые имена. Так получилось с Александром Семеновичем Стодольским — морским офицером, хорошо известным историкам отечественного военно-морского флота. Недавно выяснилось, что он имеет владимирские корни.

Отважный капитан парусного флота, Александр Семенович Стодольский командовал различными кораблями, служил на Балтийском, Черном и Белом морях, а также на Каспийской военной флотилии, совершил кругосветное плавание. Он — герой Наваринского сражения, друг и соратник известных адмиралов, входит в число выдающихся моряков первой половины XIX века, а биографические справки о Стодольском включены во все фундаментальные справочники и словари.

Однако даже там ничего не говорится о том, что Александр Семенович — уроженец Суздальского уезда, закончивший свои дни в городе Суздале. И только кропотливые разыскания в поистине неисчерпаемом архиве Владимирской области позволили уточнить детали жизненного пути морского волка и определить ранее неизвестную исследователям точную дату кончины капитана I ранга Стодольского.

В последний год царствования императрицы Екатерины II в 1796 году в семействе суздальского дворянина Семена Игнатьевича Стодольского родился сын Александр. Имение Стодольских — сельцо Латырево, сельцо Оликово и деревня Субботино — находилось в приходе села Старое (Большое) Борисово. В 1809-м. 13-летнего Сашу родители отправили в Петербург в Морской кадетский корпус. В канун Отечественной войны 1812 года кадет Стодольский был произведен в гардемарины. Юноша, как и его друзья, рвался в ряды действующей эскадры, которая блокировала побережье Балтийского моря, однако требовалось закреплять полученные теоретические навыки на практике. «Дабы воевать, господа, надобно уметь это делать!» — выговаривал нетерпеливым гардемаринам начальник корпуса вице-адмирал Петр Кондратьевич Карцов, опытный моряк, герой Чесмы. Человек суровый и сухой по наружности, адмирал имел чрезвычайно доброе сердце и был справедлив до самоотвержения. На всю жизнь Стодольский сохранил чувство признательности своему наставнику, и не раз потом в трудные дни вспоминал добром науку, полученную в корпусе.

Морскую практику выпуск Стодольского проходил на учебном 38-пушечном гребном фрегате «Богоявление», который принимал на борт 40 кандидатов в офицеры флота. Будущие капитаны осваивали все премудрости корабельной службы с азов, подменяя матросов и учась у них. Кронштадт и Або, Ревель и Петербург, Готланд и Эзель — вскоре ему были знакомы самые различные порты и острова Балтики. В 1815-м — в год окончательного победоносного завершения наполеоновских войн Александр Стодольский указом императора Александра I был произведен в первый офицерский чин мичмана российского флота и получил назначение на Балтийский флот.

Грузные линейные корабли, представлявшие собой громоздкие плавучие батареи, стремительные фрегаты и юркие корветы — корабли разных типов освоил в течение последующих пяти лет молодой моряк. В 1820 году Александр Семенович получил чин лейтенанта (равный поручику армии), и одновременно — право командовать отдельной единицей флота. В 1824-м лейтенант Стодольский был назначен на корвет «Елена», который под флагом российско-американской компании под командой опытного капитана Петра Чистякова отправлялся в кругосветное плавание вокруг мыса Доброй Надежды на Аляску.

Этот вояж продолжался два года. Англию и Азорские острова, Африку и Индию, побережье Китая и Японии, Камчатку и вожделенный Форт-Росс — почти целый мир увидел лейтенант, которому еще не исполнилось и 30-ти. В русские владения «Елена» привезла ценные грузы: провиант, оружие и порох. Обратно в Россию корабль Стодольского возвращался вокруг мыса Горн. После неприветливых берегов Патагонии экипаж «Елены» вдоволь отдохнул в городе с поистине райским климатом Рио-де-Жанейро. Оттуда последовал последний переход — через Атлантику в Кронштадт. На родном рейде «Елена» бросила якорь уже в 1826-м…

Лейтенант Стодольский получил назначение на 74-пушечный линейный корабль «Александр Невский» — один из наиболее мощных в отечественном флоте. В составе эскадры адмирала Дмитрия Сенявина этот линкор в июне 1827-го направился в Англию. Накануне отплытия на корабле побывал император Николай I, который лично напутствовал моряков. В июле «Александр Невский» прибыл в английский порт Портсмут.

Оттуда под командованием контр-адмирала графа Логина фон Гейдена линкор направился в Средиземное море по маршруту мыс Лизард — Гибралтар — Палермо — Мессина — остров Занте. У острова Занте русская эскадра соединилась с английской и французской эскадрами, и они пошли к турецкой крепости Наварину. Союзные державы выступили против Османской империи, которая не желала признать автономию Греции.

8 октября 1827 года состоялось знаменитое Наваринское сражение, в котором турецкий флот был полностью уничтожен, потеряв 60 кораблей. Наиболее решительно и искусно действовала русская эскадра, разгромившая весь центр и правый фланг неприятельского флота. «Александр Невский» сражался сразу с тремя турецкими фрегатами. Один из вражеских кораблей был потоплен, второй взят в плен, третий выбросился на берег. Потери на линкоре Стодольского составили всего лишь 5 убитых и 7 раненых, хотя «Александр Невский» и получил 17 пробоин. Экипаж был представлен к наградам.

Однако в декабре того же года на этом корабле часть матросов оказали неповиновение, требуя лучшей пищи. Хотя Гейден приказал офицерам линкора сурово расправиться с «мятежниками», те не стали обрекать недавних героев на казнь. Тогда вмешалось высшее командование. На «Александр Невский» высадился вооруженный караул с других кораблей. Командира капитана II ранга Богдановича отстранили от должности, часть команды арестовали. На борту линкора «Азов», которым командовал уроженец Владимира будущий адмирал Михаил Петрович Лазарев, состоялся военный суд.

Офицеры «Александра Невского» вместо орденов получили взыскания. «Зачинщики» — 16 унтер-офицеров и матросов были проговорены к смертной казни. Однако император, принимая во внимание заслуги нижних чинов, «милостиво повелел» отправить их на… вечную каторгу! Так, фактически заступившийся за своих матросов, Стодольский надолго застрял в лейтенантах. А история с бунтом на «Александре Невском», который стал предтечей «Потемкина», почему-то замалчивалась не только до 1917 года, но и после.

В 1831 году Стодольский принял участие в экспедиции своего друга капитан-лейтенанта Михаила Рейнеке, которая проводила гидрографические исследования побережья Белого моря. Памятью об Александре Семеновиче — полярном исследователе стали острова Стодольского и полуостров Стодольского в губе Логинова на западном побережье южного острова Новой Земли, которые были названы так в 1833-м выдающимся исследователем Баренцева, Белого и Карского морей гидрографом Петром Пахтусовым, величественный монумент которому до сих пор высится в Кронштадте.

В конце концов, лейтенант Стодольский получил-таки под команду 20-пушечный бриг «Диомид», входивший в состав Балтийского флота. В 1835 году «Диомид» решал неожиданную для боевого корабля того времени задачу: в кратчайшие сроки перевез из Кронштадта в Данциг одну из гвардейских частей, а потом доставил гвардейцев обратно. Эта десантная операция во время русско-прусских учений была предтечей становления отечественной морской пехоты.

После успешного выполнения этого непростого задания Стодольский получил под начало более крупный корабль новый 44-пушечный фрегат «Помона» и чин капитан-лейтенанта. Однако фрегатом он прокомандовал недолго. В 1837 Александра Семеновича перевели на Каспий. Там он командовал целой флотилией 4-пушечных ботов, которые охраняли рыбные промыслы на «Эмбенских водах» — в устье реки Эмбы (там водились особо ценные породы осетровых рыб).

В 1838 году, наконец, Александр Семенович получил давно уже заслуженную награду — орден св. Георгия IV степени и чин капитана II ранга. Тогда же он был переведен на Черноморский флот. В 1841-м. Стодольский получил чин капитана I ранга. В следующем году его, заслуженного моряка, имевшего за плечами 30 лет корабельной службы, назначили управляющим кораблестроительными экспедициями Черноморского интендантства.

Однако 45-летний ветеран не пожелал продолжать карьеру на берегу. К тому времени дали себя знать различные недуги, поэтому Стодольский в 1842 году вышел в отставку с пенсионом в 2/3 жалованья в размере 725 рублей серебром.

В официальных справочниках указано, что отставной капитан I ранга Стодольский «жил в отставке и умер у своих двоюродных братьев в г. Суздале в 1850-х годах». Действительно, моряк поселился у своих двоюродных братьев гвардии штабс-капитанов Василия, Павла и капитана Евгения Федоровичей Стодольских — сыновей гвардии капитана Федора Игнатьевича Стодольского. Однако Александр Семенович вовсе не умер в 1850-е годы. Его век оказался куда продолжительнее. Он умер лишь 24 мая 1883 года в возрасте 87 лет в Суздале и был отпет в Афанасьевской церкви в центре города (которая ныне уничтожена). Могила Стодольского на старом суздальском городском кладбище не сохранилась. Женат он не был и потомства не оставил.

Однако память о Стодольском жива не только в летописях российского ВМФ, но и в жизнеописаниях его друзей. Среди таковых были знаменитые флотоводцы адмиралы Павел Степанович Нахимов и Владимир Алексеевич Корнилов, а также известный русский гидрограф, директор Гидрографического департамента, инспектор Корпуса флотских штурманов и председатель Морского ученого комитета вице-адмирал Михаил Францевич Рейнеке. Несмотря на разницу в чинах, отношения с ними у Стодольского были самые приятельские. К примеру, в одном из своих писем Рейнеке Нахимов в 1838 году писал: «О Стодольском можешь не беспокоиться. Полагая, что он при переезде на Черное море может нуждаться в деньгах, я писал об этом заранее к Путятину, и Стодольскому выдана тысяча рублей в счет его содержания. Квартира моя и все в ней находящееся, что принадлежит мне, поступило в полное его распоряжение».

Эта дружба между моряками продолжалась до самой смерти товарищей Стодольского: в 1854-м при обороне Севастополя погиб Корнилов, в 1855-м — Нахимов, в 1859-м всего лишь в 58-летнем возрасте умер Рейнеке.

Говорят, что, проживая в Суздале и в имении кузенов в Оликово, старый моряк Стодольский писал мемуары. Наверное, эти воспоминания могли бы стать основой интереснейшей книги. Но, к сожалению, записки каперанга Стодольского после его смерти затерялись и до сих пор их судьба неизвестна. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь они еще найдутся. А малая родина капитана Латырево, по иронии судьбы, оказалась под водой — скрыта на дне искусственно созданного Латыревского пруда.

Автор: Николай Фролов.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.