Флоринский.jpg
Флоринский2.jpg
Флоринский3.jpg
Флоринский4.jpg
Флоринский5.jpg
Флоринский6.jpg

Флоринский Сергей Федорович — уроженец города Суздаля и выпускник Владимирской духовной семинарии, принявший священный сан ровно 110 лет тому назад, более известный как священномученик Сергий Раквереский.

При жизни этот удивительный человек был известен как Сергей Федорович Флоринский. Он являлся выходцем из духовного сословия Владимиро-Суздальской епархии. Его отец Федор Петрович Флоринский в течение длительного времени священствовал в Суздале — вначале в Рождественско-Богородицком соборе, а с. 1870 года — в церкви святых бессребреников Козьмы и Дамиана — на берегу речки Каменки и почти в самом центре древнего города. В 1873 году у отца Федора родился сын, нареченный во святом крещении Сергием — в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергей Флоринский пошел по стопам своего родителя. Вначале он окончил Суздальское духовное училище, а в 1893 году — полный курс обучения во Владимирской духовной семинарии. Вчерашний семинарист был назначен учителем в деревню Яксаево Суздальского уезда. Там в земской деревенской школе С.Флоринский проработал более 7 лет, обучая крестьянских ребятишек грамоте, письму, счету и Закону Божию.

Учитель Флоринский познакомился с девицей Елизаветой Смоленской, дочерью священника, чья родня проживала неподалеку от Суздаля. Вскоре молодые люди поженились. Отец невесты Сергея протоиерей Иоанн Смоленский служил военным священником. Он и предложил зятю поступить в военное ведомство. В 1900 году Сергей Флоринский в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга епископом Гдовским Вениамином (Муратовским) был рукоположен в иерейский сан и назначен священником 151-го пехотного Пятигорского полка.

Эта воинская часть дислоцировалась в составе Варшавского военного округа в Гродненской губернии на западной границе России, куда и переехала на жительство чета Флоринских. Молодой батюшка хорошо зарекомендовал себя среди офицеров и солдат полка. Он не просто формально выполнял положенные богослужения и требы, а старался помочь сослуживцам советом и беседой, а подчас и чем-то более существенным.

Когда в 1904 году началась русско-японская война и одна из рот пятигорцев была отправлена в «командировку» на Дальний Восток, священник Сергий Флоринский в качестве добровольца отправился вместе с ней. На фронте отец Сергий не прятался в тылу, всегда находясь на переднем крае рядом со своей паствой. Наградой стал боевой орден святой Анны IV степени, согласно статуту именовавшийся «За храбрость», и медаль — память о неудачной для России войне. После заключения мира Сергий вернулся в полк. Там он не только выполнял обязанности военного пастыря, но и преподавал в местной церковно-приходской школе.

В 1914-м грянула Первая мировая война. Пятигорский пехотный полк находился на переднем крае в составе Северо-Западного фронта. И вновь отец Сергий, как мог, ободрял однополчан, ходил вместе с ними в атаку — с крестом в руках вместо винтовки, сидел в окопах во время обороны, утешал раненых, исповедовал умирающих и даже писал письма домой под диктовку неграмотных бойцов. Пятигорцы очень любили своего батюшку и доверяли ему. За отвагу и образцовое выполнение пастырского долга на поле брани священник Сергий Флоринский был награжден орденами св. Анны III и св. Владимира IV степеней и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте — аналог ордена св. Георгия для духовенства. Золотой Георгиевский крест батюшке лично вручил император Николай II, специально приехавший в расположение Пятигорского полка.

«Отец Сергий — примерный пастырь во всех отношениях, незаменимое духовное лицо на поле брани и прекрасный человек», — так писал о батюшке командир 151-го Пятигорского пехотного полка сын известного грузинского писателя полковник Давид Лаврентьевич Ардазиани — сам храбрый и заслуженный офицер и георгиевский кавалер. За заслуги священник Сергий Флоринский указом Святейшего Синода был возведен в сан протоиерея.

В 1917 году протоиерей Флоринский получил новое назначение. Его определили священником 29-го полевого запасного военного госпиталя, который располагался в Эстляндии в городе Везенберг (нынешнем Раквере Эстонской Республики), занимая целый этаж местной гостиницы. Несмотря на смутное время революционных потрясений, отец Сергий по-прежнему беззаветно выполнял долг православного пастыря. Раненые, а также персонал госпиталя — врачи, сестры милосердия и санитары — души не чаяли в добром батюшке, к которому всегда обращались за советом и поддержкой.

В начале 1918 года Народный комиссариат военных и морских дел Советской России издал приказ, согласно которому все духовенство увольнялось из военного ведомства. Но госпитальный комитет отказался выполнять этот приказ в отношении протоиерея Флоринского, подчеркнув в своей резолюции, что делает это «по желанию всего состава служащих». Тогда новая власть распорядилась расформировать 29-й госпиталь.

Новое правительство Эстонии запретило покидать страну представителям православного духовенства. К этому его побуждали немцы, чьи части фактически оккупировали территорию тогдашней Эстляндии. Поэтому протоиерей Сергий Флоринский остался жить в том же Везенберге, так как ему не разрешали выехать на родину в Суздаль.

16 декабря 1918 года в Везенберг вступили части Красной Армии. Вместе с эстонскими приверженцами большевизма они начали преследовать всех, кого подозревали в инакомыслии. По приказу Эстляндской Трудовой коммуны среди множества арестованных в Везенберге оказался и протоиерей Флоринский — как «подозрительное лицо». Ни следствие, ни суд в отношении батюшки не проводились. Его допросили всего один раз — 20 декабря. Протокол занял лишь единственную страницу рукописного текста. В конце этого документа Сергий Флоринский написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». После того, как батюшка отказался отречься от православной веры, его отвели обратно в тюрьму. А 26 декабря комиссия коммуны уже вынесла приговор: «Расстрелять».

Расправа над священником, равно как и над другими 80 жителями Везенберга, была проведена в пригородском сосновом лесу, который у местных жителей и до сих пор носит название Палермо. Вскоре после казни православные везенбергцы вынесли останки протоиерея из леса и похоронили их на городском кладбище. Над его могилой был поставлен массивный дубовый крест. Затем это захоронение оказалось затерянным.

В августе 2000 года протоиерей Сергий Флоринский Архиерейским Собором Русской Православной церкви был причислен к лику святых наряду с другими новомучениками и исповедниками земли российской. А в 2002-м настоятель православной Богородице-Рождественской церкви в эстонском Раквере (бывшем Везенберге) священник Александр Лебедев обнаружил место погребения мученика за веру. В июле 2003 года специально созданная комиссия, в составе которой по благословению патриарха Московского Алексия II находился профессиональный археолог старший научный сотрудник Института всеобщей истории Академии наук России Сергей Алексеевич Беляев, ранее участвовавшего в обретении мощей патриарха Тихона преподобного Максима Грека, вскрыла могилу священника. Большая часть останков мученика оказалась нетленной. Также было установлено, что протоиерей Флоринский был убит выстрелом в грудь.

В сентябре того же года при участии митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия состоялось официальное обретение мощей священномученика Сергия Раквереского. Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, рассмотревшего доклад комиссии по открытию захоронения, останки отца Сергия были признаны святыми мощами. Рака священномученика с тех пор находится в православном храме города Раквере — с левой стороны от амвона.

В течение 7 лет, прошедших с того знаменательного события, храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере посетило немало паломников, туристов и делегаций из разных стран мира: России, Англии, Франции, США, Финляндии, Латвии, Литвы и Украины. Зафиксировано, что по своим молитвам там получают помощь страждущие и скорбящие, причем лицезрение нетленных мощей святого приближает к вере и совсем далеких от нее людей. Частица мощей Сергия Раквереского была передана в дар Санкт-Петербургской епархии и помещена в Николо-Богоявленский Морской собор. А изображение святого Сергия Раквереского включено в состав иконы Собора Эстонских святых.

Сегодня житие Сергия Раквереского — уроженца Суздаля Сергея Федоровича Флоринского, прославившего Владимирский край, укрепляет в вере живущих в Эстонии православных, помогая не падать духом и сохранять верность вере предков и своим корням, несмотря на все издержки нынешних прибалтийских реалий. И в трудные дни они вновь и вновь обращаются к нашему земляку со словами молитвы: «Святый священномучениче Сергие, моли Бога о нас!»

Источник:

По материалам статьи Николая Фролова «Небесный покровитель православных в Эстонии», публикация в газете «Призыв», № 132 от 29.09.2010.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.