Valeriy yurevich yankovski s .jpg
Yuriy mihaylovich s synovyami .jpg
Knigi v.yu .yankovskogo.jpg

Про таких людей, как Валерий Юрьевич, его отец и дед, Маяковский должен был сказать: «Вот это – человечище!». В наше время нет таких людей, как он, с таким же внутренним стержнем, несгибаемой волей и оптимизмом, какие были присущи ему и членам его семьи, воспитанным дедом и родителями.

Несмотря на то, что Родина пыталась их согнуть через колено и сломать, Янковские оставались верными и преданными стране, ставшей для них родной, хотя и оказались здесь в результате ссылки за политическое восстание 1863 года в Польше.

Знакомясь с жизнью клана Янковских по воспоминаниям Валерия Юрьевича, я убедился в том, что чувство патриотизма и любви к своей родной земле воспитывалось в детях ненавязчиво, постепенно на протяжении всей жизни. Детей учили любить окружающую их природу, животных. Учили понимать красоту гор, лесов, долин рек и озер, расположенных в окрестностях семейного имения Сидеми. Янковские буквально врастали корнями в свою землю. И чувство любви к своей Родине только укреплялось. Они всегда знали, за что боролись и что отстаивали. Свободолюбивые носители культурных ценностей не позволяли хозяйничать на приморской земле различному отребью, привыкшему только грабить других людей и брать у природы, не давая ей ничего взамен. На таких семьях и была призвана расцветать и крепнуть Россия, но… пришли другие времена и у власти оказались те, кто был ничем, и кого звали никак. Могли ли эти люди, не воспитанные в духе патриотизма и любви к родной земле, создать что-либо ценное и стоящее. Таких чудес в природе и в истории человеческого общества не бывает. До основания, а затем…

Не дожидаясь откровенного глумления над собой и результатами своего труда, Янковские вынуждены были иммигрировать. Но даже пройдя через великое переселение, их клан продолжил заниматься начатым в России. Было построено новое поместье Новина. Сколько же надо было иметь сил, мужества и упорства, чтобы начать все с начала на новом месте? Янковские в очередной раз продемонстрировали свои лучшие морально-волевые качества.

Чтобы как-то выживать в те трудные для семьи времена, они начали организовывать и проводить охоты для иностранцев, приезжавших в Корею за охотничьей экзотикой. Аутфиттерская работ а не очень им нравилась, признавался мне сам Валерий Юрьевич в наших беседах об охоте. Их вольнолюбивой натуре зверобоя претило обслуживание мало готовых к настоящим охотам иностранцев.

Рожденные на свободе и будучи вольными охотниками по сути своей, они с малых лет привыкали переносить неудобства и лишения охотничьих скитаний, скудность пищи и погодные капризы природы. В процессе этих скитаний в юных охотниках воспитывались чувство локтя, отвага, взаимопонимание.

Охота фактически была школой жизни и сама жизнь для всех мужчин семьи Янковских. Для охоты на дикого зверя требовались, кроме крепкого здоровья и хорошей физической подготовки, глубокие познания природы, повадок диких животных и пернатой дичи. Дети с детства учились распознавать следы различных зверей. Хорошими следопытами и зверобоями они становились уже непосредственно на охотах. Без знания основ топографии и умения ориентироваться в незнакомой местности их охоты не были бы возможны.

Стрельбой все потомки Янковских, включая девочек, овладевали с раннего возраста. В доме всегда было много различного огнестрельного оружия, включая пулеметы. Так что умение хорошо стрелять было у них в крови. Все стреляли много и очень хорошо. Продиктовано это было исторически не только охотой, но и необходимостью самообороны. Нападения хунхузов (китайских бандитов) во времена освоения Приморья были не редки.

Валерий Юрьевич неоднократно повторял в наших с ним беседах, что не понимает охоту с вышек, практикуемую в настоящее время во многих охотничьих хозяйствах. Для него были более естественны длительные охотничьи экспедиции от нескольких дней до нескольких недель.

Благодаря писательскому творчеству Валерия Юрьевича мы узнали о том, как охотились Янковские. В его книгах подробно описаны охоты на фазанов, уток, гусей, кабанов, оленей. Но особое место в повествованиях занимали охоты на уссурийских тигров и снежных дальневосточных леопардов. Из этих книг было очевидно, что тигр для Янковских поначалу являлся не столько простым объектом охоты, сколько конкурентом в борьбе за жизненное пространство. Тигры наносили существенный урон их хозяйству, истребляя ценнейший племенной материал – лошадей, из которых Янковские хотели вывести породу, приспособленную для помощи людям в освоении Приморья.

Переехав в Северную Корею, Янковские фактически являлись спасителями мирного населения. В первой трети ХХ века жители Кореи, находившиеся под оккупацией Японии, были лишены возможности иметь какое-либо оружие. Этим искусно пользовались хищники, в изобилии обитавшие в тех местах. Особым коварством отличались умные и осторожные уссурийские тигры. Они таскали домашний скот прямо из загонов во дворах. Некоторые, по всей вероятности, старые тигры, вламывались в ветхие жилища корейцев и нападали на людей.

Не отличались особым дружелюбием и местные кабаны. Они могли за ночь большим стадом уничтожить урожай картофеля или кукурузы на одном из полей близ корейской деревни.

Янковский красочно и в мельчайших подробностях описал свои охоты на тигров, леопарда, кабанов, косуль и оленей. Читатель может узнать о том, где, как, в каких погодных условиях и в какой одежде охотились в 30-х и 40-х годах прошлого столетия Янковские. Из этих рассказов видно, что на таких настоящих охотах от человека требовались большая физическая выносливость, способность противостоять суровому климату, когда зимой температура опускалась ниже -25 градусов с пронизывающим ветром.

Именно на таких охотах в Янковских проявлялись все те морально-волевые качества, которые воспитывались у них с детства. Навыки следопытов и знание повадок опасных хищников помогали им в охотах на тигров и леопардов. Чувство отваги и самообладания спасали их жизнь в самых сложных ситуациях. Примером тому может служить описанная Валерием Юрьевичем сцена, когда его младший брат Арсений точным выстрелом спас жизнь своему отцу, на которого напала раненая тигрица. А Арсению на тот момент не было и двадцати лет.

Думаю, что выражу мнение читавших такие произведения Валерия Юрьевича, как «Нэнуни четырехглазый», «По следу тигра», «Корея Янковским»: многие факты, описанные в этих произведениях, могут рассматриваться как учебное пособие для тех, кто хотел бы узнать побольше о жизни и повадках диких животных в природе, о самой природе во всех ее проявлениях.

Эти книги, как ни один школьный учебник, научат читателя любить свою природу и относиться к ней с трепетом человека, пришедшего в этот мир не на один день. Умение восхищаться красотой первого весеннего цветка и заката над морем сможет сделать наше подрастающее поколение добрее и чувственнее, что в эпоху современной технократии незаконно утрачивает свою актуальность.

Все произведения, написанные Янковским, отражают реальные события и реальных людей. Героями были те, кто окружал его, приезжал в гости в имение, сопровождал по жизни. Именно поэтому интерес к писательскому творчеству автора не угасает и среди специалистов в области истории, краеведения, природоведения и охотников. Два самых первых его напечатанных произведений – «На грани выживания» и «В поисках женьшеня» – явились ярким призывом против хищнической и бездумной эксплуатации естественных ресурсов. Они стали свидетельством трепетного отношения писателя к сохранению природы.

Особо выделяются книги, написанные Валерием Юрьевичем Янковским об охоте и просто путешествиях в уссурийской тайге, в Северной Корее и Маньчжурии. Первой пробой пера в жанре охотничьей литературы было «В поисках женьшеня». Этой книгой был задан стиль на подлинность в изображении способов охоты, повадок животных и психологии поведения людей в экстремальной ситуации – тех, на кого он мог положиться в самый ответственный момент.

Отношение Янковского к своей исторической Родине – Приморскому краю наиболее ярко выражено в его эссе «Земля отцов. Последний поклон». В нем он рассказывает о том, какой стала и какой могла бы быть его родная земля. Во время одного из своих последних визитов в Приморье его поразило многое, но больше всего то, что звероферму с норками разместили посреди их усадьбы Сидеми и зловонный запах распространялся по всей площади, где ранее была расположена усадьба Янковских.

Произведение Янковского «От гроба Господня до Гроба ГУЛАГа», в котором говорится о том, что помогло выстоять и не сломиться в системе ГУЛАГа. Это еще один литературный документ нашей истории, обличающий жестокость и бесчеловечность тоталитарного режима.

Трудно переоценить вклад Янковских в освоение российского Приморья. Они фактически явились основателями пантового оленеводства, велика их роль в пополнении ботанического, орнитологического и энтомологического разделов российской науки. Одному из полуостровов Приморья присвоено имя Янковского. Обитает в Приморье вид овсянки, получивший имя Янковского, так же как и некоторые виды бабочек. Выведенная дедом порода лошадей была единственной пригодной для освоения этой территории. Они первыми создали плантацию дикорастущего женьшеня.

Ссыльные поляки Михаил Янковский и Бенедикт Дыбовский, швейцарец Юлий Бриннер, финн Фридольф Гек – этих людей по праву можно назвать гордостью российского Дальнего Востока. Эти иностранцы внесли свой вклад в освоение Дальнего Востока России в целом и Приморья в частности. Они отстаивали эту территорию от китайских и других бандитов и мошенников. Сейчас те же хунхузы, только в другом, «мирном» обличии, осваивают наш Дальний Восток, вползая туда со своими ядовитыми товарами из пластика, поставляя на наш рынок фрукты и овощи с высоким содержанием ядовитых веществ, травящие наши чистые сибирские реки ядами для того, чтобы вычистить из них всех земноводных.

Валерий Юрьевич часто представлял свои материалы и в различные охотничьи издания – такие, как «Охота и охотничье хозяйство», «САФАРИ», «Охота и рыбалка. ХХI век» и другие. Его повествование об охотничьих приключениях всегда отличалось достоверностью в отображении мест, где проходили охоты, красочным колоритом описания природы, точностью в описании повадок диких зверей, охотничьих собак и непосредственно процесса и условий охоты на того или другого зверя.

Умер Валерий Юрьевич Янковский 17 апреля 2010 года, не дожив всего лишь года до своего векового юбилея. В этом году 28 мая ему исполнилось бы 100 лет. Этот человек прожил долгую и интересную жизнь, пронеся сквозь года и различные эпохи высокую общечеловеческую культуру, преданность Родине и великую страсть к охоте. Кстати сказать, на охоту Валерий Юрьевич выезжал вплоть до последних дней своей жизни.

Думаю, что еще ни одно поколение охотников и просто любителей природы, хорошей литературы будет воспитываться на книгах Янковского и получать радость общения с миром, отображенном в его произведениях.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Нельзя не сказать о личных качествах Валерия Юрьевича – его порядочности, пунктуальности, преданности своей семье, родной земле и стране. В самых сложных жизненных ситуациях он всегда считал необходимым высказать свое мнение. И оно не всегда совпадало с общепринятым, но было объективным с точки зрения человеческой логики.

Его порядочность помешала ему при побеге из лагеря. Тогда свобода находилась от него на расстоянии вытянутой руки, и он мог уйти самостоятельно. Но его «друзья» по побегу «надавили» на данное им слово уйти вместе. Они потеряли время, и их настиг конвой.

Янковский являлся носителем хорошего русского языка, на котором говорили его предки и окружение. Часто приходилось слышать из его уст такие фразы, как «Милости просим», «Я приглашен», «Я уже принял приглашение», «Кланяйтесь своим дамам!».

Источник информации:
| Почетные граждане города Владимира. - Владимир:Фолиант, 2003

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.